НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Шляпная выставка в Третьяковской галерее

c 21 января по 21 февраля 2003Москва
Третьяковская галерея на Крымском валу - Новая Третьяковка
21 января в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка "Дело в шляпе". На выставке представлены полотна великих мастеров, старинные головные уборы и модные аксессуары. Около 70 шляп разнообразных эпох и фасонов "продемонстрируют" авторы картин из собрания Третьяковки - от Карла Брюллова и Василия Тропинина до Михаила Врубеля, Наталии Гончаровой и нашего современника Юрия Злотникова. Этот парад дополнят подлинные атрибуты эпохи - шляпные раритеты из фондов Исторического музея и частных собраний Москвы. Изюминкой выставки является коллекция актрисы Аллы Демидовой, сохранившей шляпы-фантазии Сергея Параджанова. А живым и актуальным делают этот смотр современные модельеры Елена Клестова, Ирина Гафина и их коллеги. На вернисаже состоялось дефиле ведущего российского дизайнера шляп Виолетты Литвиновой.

Головные уборы медиков и адвокатов, украшенные плюмажем шляпы гвардейцев и мушкетеров, папская тиара, рожденная в ХШ столетии, шутовской колпак с бубенчиками и замысловатые "башни" метровой высоты на головах французских аристократок XVIII века, как шутят историки, стоившие головы Марии-Антуанетте, - все это многообразие объединено понятием "шляпа". В Россию она пришла три столетия назад, при Петре I, и пережила массу превращений и приключений, свидетельствующих не только о причудах моды, но и об особой функции этой детали костюма. А вот как она трактована в словаре Даля: "Шляпа - мужская головная покрышка из твердого припаса". Правда, женщины не отставали от представителей сильного пола, даже превосходя их в разнообразии шляпных фасонов и в фантазии, с какой дополняли свои "головные покрышки" вуалью, лентами, перьями, живыми цветами. Исключалось одно - явиться на люди простоволосой.

Отказ от ношения шляп бывал то вызовом обществу, то признаком его переустройства. Так, после 1917 года котелки и пышные дамские шляпы подверглись остракизму как "предметы чуждого буржуазного быта", зато на многих головах появились буденовки, происходящие от древнерусского шлема и, кстати, изобретенные еще для императорской армии художниками Виктором Васнецовым и Борисом Кустодиевым.

Треуголка - военная шляпа, ставшая "двурогой" в эпоху Наполеона, попавший под запрет при Павле I цилиндр, боливар пушкинской поры, круглая шапочка-гарибальдийка - эти приметы времени не миновали Россию, найдя отражение в отечественной живописи. Свою роль в судьбе шляпы в русском обществе сыграли модницы и модистки, художники и поэты, градоначальники и даже цари. Столь пристальное внимание к "наряду для головы" вызвано тем, что в иерархии модных аксессуаров этот предмет занимает высокое, если не главенствующее, положение.

С древнейших времен головной убор наделяли магическими свойствами, подчеркнули сотрудники ГТГ. Его интерпретировали как символ власти, успеха, знатности, богатства - недаром еще греки украшали голову воина, победителя соревнований, поэта или доносчика венком из строго определенных "материй" - от листьев дуба или лавра до овечьей шерсти. Из латыни происходит слово "корона" - в переводе и венок, и венец, и гирлянда. Магическое значение венца для царей известно давно: символом самодержавной власти была в России шапка Владимира Мономаха, которую Петр I заменил императорской короной. К ней близок брачный венец, появившийся на Руси в XVIII веке: более всего знаменита изготовленная из легендарного алмазного пояса Екатерины Великой корона, в которой венчалась невеста будущего императора Александра Второй, а затем и последняя русская императрица. Эта реликвия в 1930-е годы, в пору "сталинских распродаж", попала к супруге посла США в Москве, а впоследствии была продана с аукциона "Сотби" и хранится теперь в Нью-Йорке.

Разумеется, шляпа - не аналог короны, но ее весьма близкая родственница. Не случайно это слово фигурирует во множестве крылатых выражений в России и во Франции. Давшее название выставке словосочетание "дело в шляпе" возникло в XVI веке в сфере юриспруденции: во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик. Со временем выражение стало синонимом успешного завершения дела, хотя порой звучит с оттенком иронии.

Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, отражающий смену стилей и эпох в моде, но как своеобразный культурный и художественный феномен. Веками шляпа играла важную роль в обозначении статуса человека в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса владельца, о принадлежности к светскому обществу или художественной богеме, а для художника - о смелости и индивидуальности модели. В изобразительном искусстве шляпа исполняла немало ролей. В портрете она превращалась в значимый элемент создания образа, иной раз - в натюрморте и пейзаже - становилась самостоятельным объектом, а то и главным действующим лицом. В жанровой картине она служила существенной деталью повествования, а порой - завязкой сюжета.

Экспозиция разбита на разделы, в которых шляпа рассматривается "как самостоятельный объект искусства, как атрибут парадного портрета или как источник зрительского мифа". В рамках классической картины шляпа - это часть сюжета и особая живописная задача. В ее решение свою лепту внесли прославленные портретисты Иван Крамской, Илья Репин, Валентин Серов, сценографы Александр Головин, Михаил Ларионов, Петр Вильямс. Сама по себе произведение искусства, шляпа вдохновляла художников и осознавалась ими как увлекательный сюжетный мотив.

В наши дни, после долгого небрежения, характерен всплеск интереса к шляпе. Как и 100 лет назад, на рубеже XIX - XX веков, сейчас она вновь становится атрибутом, определяющим характер человека, ее носящего, и склонность к творческому самовыражению. Более того, шляпа превращается в культовый предмет, существующий на грани художественной фантазии и обыденной жизни.

25 января в рамках выставки пройдет студенческое дефиле, где свои работы покажут питомцы факультета моды и дизайна Московского государственного университета сервиса. Мастер-класс "Рождение шляпы" даст модельер Ирина Дейнега, а ее произведения выйдут к зрителю на дефиле "Тело в шляпе".

9 февраля программу "Шляпных дел мастера" представят детские творческие коллективы: детская творческая мастерская ГТГ, студия "Третьяковская галерея", школа искусств "Старт" при участии Политехнического музея и Театра моды "Стиль". А завершится праздник шляпников всех возрастов презентацией проекта "Маленького мирового театра", который поставил оперу известного британского композитора Майкла Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу".

www.museum.ru/N11662
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2020  x    ?  


Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Открытие садов Русского музея для посетителей

В С.-Петербурге открываются музейные Некрополи

Крепость Орешек открывается для посетителей

Выставка литографий «Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…» в Симферопольском художественном музее

Золотой юбилей Феодосийского музея Александра Грина

Конференция " Наука в ВУЗовском музее" - 2020

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Выставка "Александр Бакусов - главный архитектор РНБ: к 70-летию со дня рождения"

Открытие Павловского парка

Святой лён: выставка Владимира Денщикова в Симферопольском художественном музее

День Достоевского 2020

Открытие ГМИИ им. А.С. Пушкина, старт онлайн-продаж и новые правила посещения

Валерий Метик. Живопись и графика

Музей "Новый Иерусалим" возобновил работу

Выставка «Священный подвиг. От Можайска все дальше на запад»

Галерея "Нагорная": мы возвращаемся! Выставка "Оставайтесь на связи" теперь оффлайн

Всероссийский музей декоративного искусства открывается для посетителей

В Царском селе открываются для посетителей Екатерининский и Александровский парки

Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Выставка "Наш "Академический". Жители рассказывают"

Июль в Дарвиновском музее

Выставка «Абрау-Дюрсо: 150 лет на светлой стороне истории»

Выставка "Кто оставил след?" в Дарвиновском музее

Презентация проекта «Голоса писателей военной поры»

Выставка «История в предметах». Основание Царского Села


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru