НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Скульптура Елены Преображенской

c 20 мая по 1 июня 2004Москва
Е.Преображенская. Баня. 1990 г.
Е.Преображенская. Академик П.Л.Капица.1989 г.
Е.Преображенская. Оля. 1990 г.
Е.Преображенская. Н.В.Гоголь. 1975 г.
20 мая в выставочных залах Российской академии художеств открылась выставка произведений московского скульптора Елены Преображенской

Елена Преображенская, как и большинство скульпторов ее поколения, восприняла традиции русской классической школы ваяния через пластическую систему выдающегося мастера ХХ века А.Т.Матвева.

Духовный мир художницы формировался в атмосфере творческой семьи, берущей начало от знаменитого русского живописца и графика Алексея Кравченко - деда по материнской линии. В ней с малых лет воспитывалась высокая требовательность к себе и своему искусству, предельная собранность и упорство. В 1966 году Е.Преображенская окончила Московское высшее художественно - промышленное училище (б.Строгановское). В 1970-е годы была руководителем группы молодых художников в поездках по стране - в Среднюю Азию, на Байкал, Кольский полуостров и т.д., в результате которых создала целую серию небольших жанровых композиций, отмеченных тонким юмором и острой наблюдательностью ("Баня", "Чайхана").

Мир созданных художником образов многообразен. Эмоционально и емко он представлен в камерных портретах современников и деятелей науки и культуры прошлых лет.

Преодолевая историческую дистанцию, скульптор стремится приблизить к нам образ выдающейся личности, сделать ее по-человечески понятной и в то же время передать ее духовное величие и сложность гениальной натуры. Так, в портрете Гоголя своеобразное построение фигуры, как бы ниспадающей вниз, безвольно упавшие руки, нервная, полная внутренней экспрессии фактура - весь пластический строй композиции подчеркивает атмосферу угнетенного состояния писателя. Пелерина шинели напоминает поникшие крылья больной птицы, сдавившие грудь. Скульптором мастерски передано скорбное чувство одиночества, охватившее Гоголя.

В композиции "Александр Бородин" строгая чистота замкнутого силуэта, не нарушаемого ни одной лишней деталью, деликатная лепка, с оглядкой на документальные фотопортреты, призваны передать значительность и многогранность личности великого композитора и ученого.

При работе над образом Преображенской важно показать человека своего времени, воссоздать неповторимую атмосферу эпохи. В "Николае Копернике" скульптор, насыщая пространство композиции характерными, безошибочно точными приметами времени, делает более объемным и острым характер персонажа. Живописность фактуры, ее ярко выраженный импрессионизм сообщают скульптуре элемент декоративной зрелищности и своего рода сценичности.

В последние годы скульптор все чаще обращается к камерным портретам. Она убеждена, что "каждый человек - это удивительное явление. Когда он рассказывает что-то о себе, о своей жизни, руки сами лепят". В экспозиции представлены портреты искусствоведа Ксении Кравченко и знаменитого физика П.Л.Капицы, чей облик определяют благородство, мудрость, доброта - качества, исконно присущие настоящей русской интеллигенции, из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди работ последних лет - портреты профессора С.П.Капицы, маэстро Г.Рождественского, музыканта Юрия Башмета.

Простые на первый взгляд композиции Е.Преображенской таят в себе много неожиданностей и открытий при их внимательном созерцании, вызывая разные нюансы зрительских впечатлений. Образ долго, порой годами, "обживается" в сознании художницы и в результате рождается словно нечаянно, без видимых усилий. Дар свободной импровизации позволяет ей соединять в своих работах непосредственность восприятия со зрелым мастерством.

Художник безоговорочно доверяет натуре, идет от ее особенностей при выборе фактуры, разнообразной в каждом отдельном произведении. Так, "Портрет Ксении Кравченко" она лепит цельным большим куском, подчеркивая старческую тяжеловатость фигуры, не заостряя и не дробя форму. Скульптурный "мазок", словно хранящий тепло пальцев художницы, энергию их прикосновения, передает трепетное движение живой плоти, ее дыхание.

На выставке представлено много скульптурных миниатюр с обнаженной моделью. Преображенская стремится передать в пластике красоту человеческого тела, гармонию его линий и объемов. Удачный опыт работы в области анималистики - композиция "Одиночество". Она родилась в свободной импровизации, вызванной интересом художницы к выразительным возможностям различных материалов - бронзы и гранита, а также желанием достичь гармонии соотношений большой и малой форм.

Елена Преображенская работает как в станковой миниатюре, так и в монументальной пластике. В 1982 году совместно с архитектором А.Великановым создала памятник академику А.Е.Ферсману для г.Апатиты Мурманской области. Сделанный из красного карельского гранита - материала, наиболее полно отвечающего колоссальному масштабу личности знаменитого геолога и изыскателя природных ресурсов этого края, он органично вписался в строгую архитектуру Севера. Точно выбранным масштабом и выразительностью рельефа отличаются мемориальные доски художника А.И.Кравченко (арх.А.С.Кравченко), кинорежиссера С.Юткевича, акад. П.Л.Капицы (арх. А.Великанов) и другие.

В 1999 году Преображенская воссоздала бронзовую скульптуру "Сергий Радонежский" для храма Христа Спасителя в Москве. За эту работу награждена памятной медалью Российской академии художеств.

Произведения художника находятся в 24 музеях нашей страны и стран СНГ, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных коллекциях России, Франции, США, Германии, Австрии, Японии, Италии, Швейцарии.

Выставка осуществлена при поддержке юридической фирмы "Городисский и Партнеры".

Выставка продлится по 1 июня.

www.museum.ru/N18416
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.07.2019  x    ?  


Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru