НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"В пределах прекрасного" в Третьяковской галерее

29 ноября 2005Москва
Елена Елагина. Чистое. 1988. Дерево, стекло, керамическая плитка, пластик
Игорь Макаревич. Homo Lignum. Круг жизни. 2000. Деревянный шпон, шелкография
Игорь Макаревич, Елена Елагина. Закрытая рыбная выставка. Прорези. 1990. Смешанная техника
Игорь Макаревич. Homo Lignum. Череп Буратино. 1998. Дерево, щепа, металл
Игорь Макаревич. Звув (Человек-муха). 1989
Третьяковская галерея приглашает посетить выставку Елены Елагиной и Игоря Макаревича "В пределах прекрасного" (Объекты. Инсталляции). Выставка организована совместно с галереей "XL". В экспозиции представлены произведения из собрания Третьяковской галереи, галереи "XL", Московского музея современного искусства и частных коллекций.

"В пределах прекрасного" - первая ретроспектива творчества Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Это не простая подборка работ "по периодам", а концептуальный выставочный проект, все части которого связаны не всегда очевидной, но всегда присутствующей интригой. Так уже в первом разделе выставки, названном несколько нарочито "Ранние работы", внимательный зритель обнаружит мотивы, метафоры и сюжеты, которые получат развитие в инсталляциях 90-х годов, принесших художникам славу изощренных интерпретаторов советского мифа. Надо заметить, что семейный союз Елены Елагиной и Игоря Макаревича не сразу сложился в творческий - примерно до 1990 года они выступали соло. Игорь Макаревич к этому моменту прошел путь от живописи (серия "Медицинские инструменты"), которую можно связать с "метафизической линией" в неофициальном русском искусстве 60-х - начала 70-х годов, до многосоставных проектов-инсталляций. Принципиальными он считает такие свои работы конца 70-х годов как "Изменения" (фотофиксация процесса нанесения и снятия гипсовой маски, стойко ассоциирующегося с мемориальными процедурами) и "25 воспоминаний о друге" - гипсовые маски художника, помещенные в ряды ячеек, напоминающие о нишах колумбария. В 90-е годы "мемориальная" тема будет развита в серии инсталляций, где действуют уже "подставные лица", вымышленные персонажи, например, как придуманный художником "лигноман" Борисов, жизни которого посвящен целый музей.

Инсталляции Елены Елагиной 80-х годов кажутся более формальными, "абстрактными" - в них действуют не одушевленные герои, а понятия. Шарады со словами "Детское", "Адское", "Чистое", "Прекрасное" могут служить образцами концептуалистского метода работы с текстами, особенно характерного для московского искусства этого времени. В то же время работы Елагиной отличает пристальный интерес к специфической советской вещественной среде, материальной культуре, сколь невзрачной и обыденной, столь и интересной для художника. Этот особый интерес к "дну культуры", по выражению художника Виктора Пивоварова, впоследствии воплощается в развернутые квазинаучные изыскания с массой убедительнейших подробностей. Словесно-визуальные игры московского концептуализма часто возводят к литературной традиции, и, прежде всего, - к абсурдистским опытам обэриутов.

Примером блестящей художественно-исторической мистификации может служить центральная инсталляция выставки - "Кладезь жизни". Её можно назвать надгробной плитой двум основным идеологиям ХХ века. Само название имеет двойную кодировку. Своей величавой архаичностью оно напоминает о велеречивости сталинских времен и в то же время, как уверяют авторы, является русской "калькой" названия одной из самых одиозных "идейных" (идеологических) организаций третьего рейха. С последней трактовкой перекликаются не только фигуры "имперских" орлов, но и часть экспозиции, посвященная проблеме выживания в экстремальных природных условиях. Рисунки, объединенные в серию "Жизнь на снегу", исполнены в старательном стиле наглядных пособий 1930-1950-х годов и вызывают ассоциации с советской "лагерной" культурой.

Интересно проследить метаморфозы развития образа одушевленной деревянной марионетки в творчестве художников. Почти зеркальное отражение своего итальянского собрата Пиноккио - отечественный Буратино в интерпретации Макаревича-Елагиной становится то агентом Великой Утопии, то навязчивым бредом бухгалтера мебельного комбината, то несостоявшегося поэта и художника, воплотившего свои комплексы в причудливых образах.

По своей интриге произведения Елены Елагиной и Игоря Макаревича, представляющие собой фантастические альтернативные версии российской истории, могут быть сравнимы с детективными романами - и благодаря окутывающей их конспирологической ауре, и потому, что распутывая художественный "заговор", зритель обнаруживает все новые и новые ниточки, тянущиеся к самым неожиданным культурным пластам. Принадлежа к концептуалистскому кругу и биографически, и методологически, они демонстрируют столь виртуозное владение всем традиционалистским художественным "кладезем" (от рисунков до живописи и скульптуры), что дают ему шанс на новую жизнь.

www.museum.ru/N24439
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2020  x    ?  


Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Открытие садов Русского музея для посетителей

В С.-Петербурге открываются музейные Некрополи

Крепость Орешек открывается для посетителей

Выставка литографий «Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…» в Симферопольском художественном музее

Золотой юбилей Феодосийского музея Александра Грина

Конференция " Наука в ВУЗовском музее" - 2020

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Выставка "Александр Бакусов - главный архитектор РНБ: к 70-летию со дня рождения"

Открытие Павловского парка

Святой лён: выставка Владимира Денщикова в Симферопольском художественном музее

День Достоевского 2020

Открытие ГМИИ им. А.С. Пушкина, старт онлайн-продаж и новые правила посещения

Валерий Метик. Живопись и графика

Музей "Новый Иерусалим" возобновил работу

Выставка «Священный подвиг. От Можайска все дальше на запад»

Галерея "Нагорная": мы возвращаемся! Выставка "Оставайтесь на связи" теперь оффлайн

Всероссийский музей декоративного искусства открывается для посетителей

В Царском селе открываются для посетителей Екатерининский и Александровский парки

Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Выставка "Наш "Академический". Жители рассказывают"

Июль в Дарвиновском музее

Выставка «Абрау-Дюрсо: 150 лет на светлой стороне истории»

Выставка "Кто оставил след?" в Дарвиновском музее

Презентация проекта «Голоса писателей военной поры»

Выставка «История в предметах». Основание Царского Села


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru