НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Дети галантного века

25 декабря 2006Санкт-Петербург
Луи Каравакк. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
Иван Вишняков. Сарра Фермор. 1749
Иван Вишняков. Вильгельм Фермор.
Дмитрий Левицкий. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой. 1772
Предлагаемая заметка своего рода фантазия-прогулка по залам Русского музея. Дети, я полагаю, примут в ней участие не раздумывая. Взрослые, возможно, усомнятся в ее полезности. Но это уже не так важно, они тоже приглашены. Юных посетителей Михайловского дворца сегодня ждет встреча со сверстниками из XVIII столетия. Не будет обилия дат и искусствоведческих терминов. Просто рассказ о детях прошлого и немного об их судьбе.

Первыми в залах Михайловского дворца появляются прекрасные царевны Анна и Елизавета, дочери первого русского императора Петра I. Они в золотистых пышных одеяниях достойных не только сказочных, но и настоящих принцесс. Согласно традиции того времени художник Луи Каравакк изобразил девочек несколько старше своих лет. И наделил знаменитым очарованием легкомысленных богинь галантного века. Особенно мила цесаревна Елизавета, с лукавой улыбкой осыпающая цветами старшую сестру. Есть желание поддаться искушению, увидеть в несколько кокетливой девочке черты будущей императрицы. Предпочитавшей всем иным занятиям балы да маскарады, к которым относилась со всей серьезностью как к делам государственной важности. Если кто-то являлся дважды в одном наряде… - это считалось почти государственным преступлением.

Юная Сарра Фермор принцессой не была, но и ее наряд очаровывает ни одно поколение не только посетительниц, но и искусствоведов, уделяющих его описанию, подозрительно много места. Значительно больше, чем характеристике самой героини - дочери начальника Канцелярии от строений. Жаль, ведь художник Иван Вишняков постарался передать обаяние юной модели в полной мере. Однако не завидуйте пышности ее платья. Носить его был тяжкий труд, требующий известной сноровки (и тренировки). Рядом портрет ее брата Вильгельма Фермора (автор тот же), несмотря на юный возраст, перед нами весьма суровый господин. Возможно потому, что щеголяет в полном облачении сержанта лейб-гвардии Преображенского полка (самого престижного воинского соединения эпохи). Надо сказать военная форма, особенно парадная, платью гражданскому пышностью тогда не проигрывала.

Не только военная, но и школьная форма разительно (и, несомненно, в лучшую сторону) отличалась от современной. Убедиться в этом, можно познакомившись с героинями портрета известного русского художника Дмитрия Левицкого Феодосией Ржевской и Настасьей Давыдовой. Мастер написал их в ту пору, когда они состояли воспитанницами знаменитого Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц) основанного Екатериной II. Императрица желала, чтобы обучение здесь проходило в соответствии со всеми канонами эпохи Просвещения. Но поначалу идея воспитания всесторонне (энциклопедически) образованных барышень понимания и поддержки у их родителей почему-то не находила. Возможно, потому что превращение девочек в идеальных молодых дам, по замыслу основателей требовало 12 лет. И за это время они не должны были покидать стен института.

"Кофейной барышне" (так называли младших воспитанниц из-за характерного цвета их нарядов) Настасье Михайловне всего 8 лет. Она с восхищением смотрит на старшую подругу Феодосию, одетую в голубое платье воспитанниц второго возраста. Начинающая осознавать свое очарование 12 летняя смолянка, копируя манеры старших девушек, томно смотрит на нас. На пышные оборки голубого платья с шеи девочки спускается тонкая лента. Это не просто украшение. Это знак того, что обучается она здесь на средства частного лица, а не государства.

Сегодня мы встретились лишь с несколькими героями детских портретов, но, надеюсь теперь, их жизнь стала в чем-то понятнее и ближе. Наверняка многие из вас еще не раз придут на встречу с ними и они с удовольствием поведают новые истории из своей жизни.

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26107
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  
новости от 12.12.2019  x    ?  


Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

«Секретики»: копание в советском андерграунде. 1966–1985

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

50 добрых дел к 50-летию Иркутского музея декабристов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Выставка "Дым и шоколад"

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

По следам биеннале: Малые города Урала приглашают принять участие в "Лаборатории индустриальности"

Выставка "Ах, карнавал!" в Музее ивановского ситца

Детская новогодняя выставка «Взрослой быть я не хочу»

Сэрэнжаб и Индира Балдано – продолжение традиций

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства

Семинар "Современный архитектор и наследие" в Школе наследия

Выставка «Внутренняя Таруса» в Доме-музее Марины Цветаевой

Проект "Атлас ВМаяковский" в Музее-мастерской Анны Голубкиной

Выставочный проект "Лабиринты анимации" в 5-й башне Измайловского Кремля

Арт-мастерская для детей в музее "Квартира Г.М. Кржижановского"

Выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» в Ростове-на-Дону

Брунов. Путешествие в Византию

Выставка скульптуры "Когда дерево станет камнем" в Мастерской Аникушина

"Руссо-Балт". Первый. Легендарный


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru