НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Северное Возрождение или история мастера из Нюрнберга (Albrecht Durer)

24 июля 2007
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502. Музей Альбертина, Вена
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1507. Прадо, Мадрид
Альбрехт Дюрер. Праздник четок, 1506. Национальная галерея, Прага
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола, 1526. Старая Пинакотека, Мюнхен
История итальянского Ренессанса начинается в XIV веке. Рождение же Северного Возрождения состоялось лишь через два столетия. Правда, некоторые ученые и вовсе сомневаются в его существовании. Возрождение для стран Севера Европы "открыл" Альбрехт Дюрер (1471-1528), художник из Нюрнберга.

Хотя первый успех пришел к Дюреру с серией гравюр, посвященных апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, ждавшая конца света и появления Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. К работе над "Апокалипсисом" Дюрер приступил в возрасте 25 лет. Незадолго до этого молодой художник вернулся из длительных странствий по западным областям Германии и северу Италии (однако в этой работе об этом практически ничто не напоминает). А благодаря удачной женитьбе, устроенной отцом, художник сразу же смог открыть в Нюрнберге мастерскую. И приступить к "прививке" ренессансных идей на немецкую почву.

Интересно, что сегодня популярностью пользуются не только крупные живописные работы мастера, провозглашающие наступление новой эпохи в искусстве Севера, но и акварели. Например, знаменитое изображение зайца из венской коллекции (1502, Альбертина) относится к числу наиболее часто воспроизводимых творений Дюрера.

Закономерно, что изменить статус художника в сознании жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его появления живописцы, скульпторы и граверы в Северной Европе считались простыми ремесленниками. Традиция приписывает художникам Возрождения особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сконцентрирован в первую очередь на самом себе. Такого количества автопортретов (первый из которых был создан художником в 13 лет) не написал ни один мастер той эпохи. Особое внимание привлекает автопортрет 1500 года, хранящийся в Старой Пинакотеке Мюнхена, где облик Дюрера неизменно заставляет вспомнить изображения Христа. В Средние века Бога порой сравнивали с художником, эпоха Возрождения изменила приоритеты. Отныне художника уподобляют Богу.

В юности Дюрера окружали тонкие, закутанные в пышные драпировки фигуры готических святых. Он десятилетиями воспитывал в себе классический вкус и призывал к этому своих коллег. Однако традиции Севера были таковы, что даже столь ярый проповедник величия античного искусства, как Дюрер создал за всю жизнь лишь одну картину на сюжет из древней мифологии - "Геракл, убивающий Стимфалийских птиц" (Старая Пинакотека, Мюнхен). В то время как в Италии мифологические сюжеты успешно конкурировали с религиозной живописью. Дюрер так никогда и не обрел той свободы в изображении наготы, отличавшей произведения итальянских мастеров.

Ренессанс и традиции готического искусства постоянно боролись в душе Дюрера. Отсюда неоднозначность в оценке его наследия. Если говорить об идеях Возрождения то, пожалуй, наиболее ярко они воплотились в живописном диптихе "Адам и Ева" (1507), который украшает коллекцию Прадо, и на одноименной гравюре 1504 года. А в 1506 году в Венеции, куда он поспешил уехать, спасаясь от чумы, художник написал еще одну картину близкую мировосприятию итальянских мастеров (именно эта карина подарила Дюреру признание итальянских коллег) - "Праздник четок" (Национальная галерея, Прага). Кроме того, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, происходившим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Будто стремясь утвердить свое право называться художником Ренессанса, Дюрер в своей последней живописной работе "Четыре апостола" (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения.

К концу XV столетия, времени появления первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было забыто. Эпоха Античности, золотой век искусства, вот чем он грезил, вот царство завоеванию которого Дюрер посвятил свои практические и теоретические труды. Почитая и страстно любя рационалистическую итальянскую теорию искусства, в своем творчестве Дюрер сочетал ее с немецким мистицизмом и почти романтическим индивидуализмом. В его стремлении постигнуть тайну идеальных пропорций художника подхлестывало страшное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, дабы сохранить положение своей школы. Но, в итоге Дюрер отказывается от попытки математического познания красоты и обращается к природе. Ибо он пришел к мысли, что лишь Богу ведома какая из человеческих форм совершенна, человеку это, увы, знать не дано.

(с) Музеи России

Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html

Старая Пинакотека: http://www.pinakothek.de/alte-pinakothek/

Альбертина: http://www.albertina.at

www.museum.ru/N29538
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В Сарапуле отметят 110-летие старейшего музея Удмуртской Республики

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"Невавилонская библиотека"

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru