НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Перед распутьями земными…" в Музее изобразительных искусств

c 1 декабря 2007 по 27 января 2008Москва
Винсент Ван Гог. Пейзахж в Овере. После дождя. ''Перед распутьями земными…'' в Музее изобразительных искусств
''Перед распутьями земными…'' в Музее изобразительных искусств
''Перед распутьями земными…'' в Музее изобразительных искусств
''Перед распутьями земными…'' в Музее изобразительных искусств
''Перед распутьями земными…'' в Музее изобразительных искусств
Выставка "Перед распутьями земными…" посвящена теме пути в изобразительном искусстве на протяжении четырех веков: от ХVII столетия, когда на смену старого средневекового мировоззрения приходит понимание важности земного пути человека, к ХХ веку - торжеству прогресса, эпохе нового овладения пространством земли и космоса.

На выставке будут представлены произведения разных стилевых направлений: библейские сюжеты, пейзажи, марины, жанровые сцены, а также футуристические и утопические фантазии художников-авангардистов из российских и зарубежных собраний. Выставка проводится в рамках ХХVII музыкального фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" где прозвучат сочинения И.С. Баха, Моцарта, Бетховена, Р. Шумана, Шуберта, Мессиана.

XVII век выбран отправной точкой экспозиции "Перед распутьями земными…" потому, что он - эпоха великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона. В это время завершается переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых, мыслителей и художников, к духовным и научным исканиям. Взгляд, ранее прикованный к небесам, как главному ориентиру мироустройства, обращается к земле - к интересам человека с его проблемами и делами. В искусстве различных европейских стран формируется классицизм и барокко, начинает все больше утверждаться реализм. В отличие от эпохи Возрождения, для живописи ХVII века характерна передача образов и явлений в движении. Художники стремятся изображать изменчивую повседневную жизнь крестьян, бюргеров, мир окружающих человека вещей, реальные мотивы природы.

Выставка "Перед распутьями земными…" посвящена теме пути в жизни человека. Условно она состоит из нескольких разделов. Первый из них рассматривает путь как категорию духовную, от прозрения религиозного к светской погруженности в глубины собственного "Я". Здесь экспонируются и "Бегство в Египет" Якоба Йорданса, и "Архимед" Доменико Фетти, голландские пейзажи, марины.

Во втором разделе выставки представлен ХVIII век и начало ХIХ столетия. Тема пути в её светском аспекте: овладение земным пространством. В живописи этого периода преобладают сюжеты, взгляды в даль - вглубь и вширь: Верне "Утро. Туман на Капри", Киндерманс "Даль".

В следующем разделе речь идет не столько о теме пути, сколько о дороге, о том, куда она ведет. Своеобразным контрапунктом этого раздела является пейзаж И. Левитана "Владимирка" (1892 года). Изображая низкий горизонт, художник создает ощущение нескончаемости тяжкой дороги, уходящей в неведомую даль. Одинокая фигурка калики перехожего у голубца с иконой - песчинка в бескрайней и горестной России. Но там, в беспредельном далеке, то ли как ориентир, то ли как символ надежды белеет маленькая сельская церквушка. Во "Владимирке" художнику удалось не только передать свои натурные впечатления, но и выразить средствами пленэрной живописи социальные настроения. Художник М.В. Нестеров назвал "Владимирку" "образцом русского исторического пейзажа". К этому разделу относится и полотно Жана Батиста Грёза "Первая Борозда", здесь путь становится местом бытовых событий - "работающая дорога". В этот же ряд можно поставить эскизы к "Бурлакам на Волге" Ильи Репина.

В последующее время образ пути стал неотъемлемым воплощением идеи прогресса, устремленности в будущее. Строятся железные дороги, происходит овладение воздушным пространством, человек устремляется вперед, вверх, к звездам. Символами прогресса, заполняющими картины, стали Эйфелева башня, телеграфные столбы, фабричные трубы, металлические мосты, аэропланы.

Но вместе с восторженным видением, которое присутствует в картинах Анри Руссо "Мост в Севре" (1908 года), упоением футуристических образов Натальи Гончаровой "Аэроплан над поездом" (1913 года) и утопическими фантазиями архитекторов авангарда приходит тревога, ощущение безысходности и бесцельности этого пути. Первые трагические ноты зазвучали в знаменитой "Прогулке заключенных" Ван Гога. Цветовая гамма полотна, несмотря на всю её сдержанность и приглушенность, разработана художником с большим разнообразием оттенков, противопоставлением и сближением тонов. Наклоненные головы, согнутые спины, тяжелые шаги… Движение то нарастает, то замирает, но никогда не прекращается. За фигурами людей по земле скользят их тени - зыбкие, подобные спицам вращающегося колеса. Ощущение безысходности кругового движение заключенных усиливается активной ролью "среды". В картине не только утрированна перспектива, здесь изгибаются даже очертания каменных плит. Среди фигур узников наиболее индивидуализирована центральная фигура, в которой угадываются портретные черты самого художника. В этом образе заключенного воплощены представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе. "До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла", - писал Ван Гог в одном из писем к другу летом 1888 года.

Человек и его путь в истории… Каждый художник решает этот философский вопрос по-своему. У Юрия Пименова в картине "Новая Москва" (1937 года) - это строитель, созидатель ценностей прогресса, новой, красивой жизни, у Бориса Кустодиева в "Большевике" (1920 года) это разрушитель устоев, шагающий по головам ради поставленной цели, у Ван Гога это художник, лишенный свободы творчества. Но каков бы ни был ответ, на поставленный вопрос, на выставке зритель увидит и пройдет тот путь, по которому четыре века в истории искусства шагали разные европейские живописцы, оставив нам на полотнах свои размышления и сомнения, свои тревоги и радости.

www.museum.ru/N32416
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.04.2021  x    ?  


К 135-летию Николая Гумилева. Программа Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости» в Третьяковской галерее

41-я Молодежная выставка МОСХ России в Москве

Третья идея. Выставка графики и медиа-арта Евгения Стрелкова в Арсенале, Нижний Новгород

Елагин дворец открывает двери после комплексной реставрации

Открытие Литературного музея "XX век" после реэкспозиции музея-квартиры Михаила Зощенко

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике состоялись XVII Кирилловские чтения

Выставка Ивана Матвиенко "Конь не валялся"

Скульптура. От имени автора

Увидеть музей по-новому - в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Стартует прием заявок на участие в Книжном фестивале «Красная площадь»

Русский музей стал доступнее для слабовидящих посетителей

Борис Чёрствый. Апология

Николай Бурдастов. Живопись

Виктор Ремишевский. Кронштадт

Международный День Земли в Дарвиновском музее

Групповая выставка «Город» в Музее Эрарта

Ангелина Курантова. Цвет счастья

Рафаэль Мегал. Комната загадок

Ярослав Гержедович. Восхитительные подробности

Василий Дьяков. Равновесие

"Русское царство" оживёт в Особняке Носова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru