НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Полиграффак ВХУТЕМАСА - ВХУТЕИНА. Учителя и ученики.

c 19 июня по 18 октября 2009Москва
Лапшин Н.И.   Рабочий. Ксилография, 1928 год.
Кулешов И.Д.   Лыжник. Литография, 1929 год.
Жолткевич Л.А.  Натюрморт с бутылкой. Гравюра с раскраской, 1923 год.
Сменная экспозиция из фондов графики ХХ века

Выставка-исследование посвящена легендарному художественному вузу – Вхутемасу-Вхутеину (1920–1930). За неполное десятилетие он сумел совершить переворот в системе подготовки художников в советской России. Открывая зрителям интереснейшую коллекцию искусства 1920-х, связанную с Полиграфическим факультетом знаменитого института, более половины из 120 экспонатов Галерея показывает впервые.

Реформы в пореволюционной России коснулись и художественного образования. В 1918 году Строгановское художественно-промышленное училище было преобразовано в Первые, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества – во Вторые Свободные Государственные художественные мастерские (Свомас). Декретом Совнаркома в 1920 году их объединили в Московский Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году он был реорганизован и до 1930 года, пока не был закрыт, существовал уже как Вхутеин (Высший художественно-технический институт).

В новом вузе активно развивались новаторские методы преподавания, основанные на формально-аналитическом подходе. После усвоения формальных дисциплин (живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна) на Основном отделении – первой ступени, общей для всех вхутемасовцев, – студенты продолжали обучение на 8 специальных факультетах: «производственных» и относившихся к области «чистого искусства».

Полиграффак считался производственным факультетом. Не раз он менял название: Печатный факультет (1920), Графическо-печатный (1921–1922), Художественно-полиграфический (1924–1926), Полиграфический (1925–1930). Здесь готовили художников по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), книгопечатное дело. С 1921 года на факультете шло обучение уже по 5 специальностям: литография, офорт, ксилография, фотомеханика и типографское дело. Три последних были тесно связаны с работой над книгой.

Авторитетнейшей фигурой в институте был В.А.Фаворский, который вначале заведовал кафедрой ксилографии, а позже стал ректором Вхутемаса. Он был убежден, что «устаревшая» традиция обучения техникам графики, унаследованная от Строгановского училища, воспитывает особую культуру работы с материалом. Поэтому на факультете стремились ввести в современную полиграфию все богатство многовековой графической культуры. Впоследствии многие питомцы Полиграффака, например А.А.Дейнека и Ю.И.Пименов, свободно владели как книжно-журнальной, так и плакатной, и станковой графикой.

Именно В.А.Фаворский и Н.И.Пискарев, возглавлявший ксилографско-книгопечатное отделение Полиграффака, поставили задачу создания художественной книги в новых производственных условиях, ввели в стенах вуза термин «макет книги». В учебной типографии студенты выступали одновременно как авторы макета и иллюстраций, защищая в качестве дипломной работы индивидуальный проект книги.

Экспозиция соединила произведения крупнейших мастеров, преподававших во Вхутемасе-Вхутеине, и самые ранние опыты их питомцев. По учебным и дипломным работам заметно тяготение студентов к различным стилистическим направлениям, к которым принадлежали педагоги: В.А.Фаворский, П.И.Львов, В.Д.Фалилеев и др. Кураторы выставки выбрали среди работ мэтров те, что служили ориентиром для учеников, в частности литографии Н.Н.Купреянова, офорты И.И.Нивинского, рисунки П.В.Митурича.

В двух музейных залах реконструированы некоторые этапы учебного процесса. Их можно проследить на примере заданий по композиции, цветовому и объемно-пространственному решению натуры, выполненных Л.А.Жолткевич, Н.И.Лапшиным, Е.М.Гуревич. В студенческих листах представлены все техники, в которых работали вхутемасовцы (например, рисунок или литография), отражено обучение специальным предметам.

В разные годы художники и их наследники подарили немало работ Третьяковской галерее, способствуя формированию коллекции, связанной с Полиграффаком. Долгосрочный проект «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники» позволяет показать это собрание, обычно находящееся в фондах.

В числе произведений, никогда прежде не выставлявшихся, – сохраненные целиком дипломные работы А.Д.Гончарова, Е.А.Афанасьевой, И.Д.Кулешова, М.М.Аксельрода и И.А.Шпинеля, а также отдельные листы из дипломных работ Б.Ф.Суханова, Я.С.Телишевского и других выпускников Полиграффака. Разноплановые творения множества авторов складываются в ансамбль, передающий атмосферу творческого поиска и эксперимента в художественном вузе нового типа. Рассказ о Вхутемасе-Вхутеине дополняют архивные фотографии и документы.

Пресс-показ – 18 июня в 14.00

Вернисаж – 18 июня в 16.00

Крымский Вал, 10, залы 21–22

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375

е-mail:

www.museum.ru/N37033
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2020  x    ?  


Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Открытие садов Русского музея для посетителей

В С.-Петербурге открываются музейные Некрополи

Крепость Орешек открывается для посетителей

Выставка литографий «Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…» в Симферопольском художественном музее

Золотой юбилей Феодосийского музея Александра Грина

Конференция " Наука в ВУЗовском музее" - 2020

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Выставка "Александр Бакусов - главный архитектор РНБ: к 70-летию со дня рождения"

Открытие Павловского парка

Святой лён: выставка Владимира Денщикова в Симферопольском художественном музее

День Достоевского 2020

Открытие ГМИИ им. А.С. Пушкина, старт онлайн-продаж и новые правила посещения

Валерий Метик. Живопись и графика

Музей "Новый Иерусалим" возобновил работу

Выставка «Священный подвиг. От Можайска все дальше на запад»

Галерея "Нагорная": мы возвращаемся! Выставка "Оставайтесь на связи" теперь оффлайн

Всероссийский музей декоративного искусства открывается для посетителей

В Царском селе открываются для посетителей Екатерининский и Александровский парки

Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Выставка "Наш "Академический". Жители рассказывают"

Июль в Дарвиновском музее

Выставка «Абрау-Дюрсо: 150 лет на светлой стороне истории»

Выставка "Кто оставил след?" в Дарвиновском музее

Презентация проекта «Голоса писателей военной поры»

Выставка «История в предметах». Основание Царского Села


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru