НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Варвара Бубунова. К 125-летию со дня рождения.

c 10 мая по 3 июля 2011Москва
Сидит под деревом человек. 1960.
Сухуми. Вечер. 1965.
Слушают скрипку. 1927.
Пресс-показ 11 мая в 12.00

Выставка открыта с 10 мая по 3 июля

Крымский Вал, 10, залы № 21–22

Третьяковская галерея представляет выставку Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983) – живописца, литографа, исследователя и педагога. Русская художница, cформировавшаяся в среде русского авангарда, стала лучшим литографом Японии середины ХХ века.

Художественные поиски В.Д.Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В.Д.Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов – петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д.Бурлюком, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, К.Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов».

Важную роль в жизни В.Д.Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства, Вальдемар Матвейс (В.И.Матвей, 1878–1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре.

В.Д.Бубнова изучала древнерусскую культуру, работая научным сотрудником-палеографом отдела рукописей и книг старой печати Исторического музея (1917–1922). Одной из первых в России она увлеклась русской иконой и миниатюрой, оценив выразительность их художественного языка. В эти же годы В.Д.Бубнова трудилась и в знаменитом Институте художественной культуры (ИНХУК), выставляла свои живописные портреты и линогравюры.

Судьба В.Д.Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А.Д.Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет.

Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В.Д.Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В.Д.Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.

Первоначально В.Д.Бубнова работала с цветной литографией, вслед за любимым с юности А.Матиссом отдавая дань насыщенным красочным плоскостям. Но к середине 1930-х годов она сосредоточилась на черно-белой гравюре. Отчасти это объяснялось желанием отказаться от часто выгоравших литографских красок, но, главным образом – увлечением классической японской живописью тушью суйбоку-га. В своих монохромных литографиях В.Д.Бубнова достигла такого мастерства, что была признана лучшим литографом страны и добилась признания в Японии этого вида гравюры как уникальной творческой техники. Как художники, так и критики отмечали высокий профессионализм ее работ, а также отсутствие подражательности и стилизации под восточную экзотику, абсолютную органичность произведений мастера. Именно в Японии сложился авторский почерк В.Д.Бубновой, определились формы и характер ее искусства.

В 1958 году В.Д.Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии, стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет. Листы этого периода отличаются особым внутренним напряжением («Портрет А.О.», 1967, бумага, акварель, ГМИИ; «Сухуми. Вечер», 1965, бумага, акварель, гуашь; «Белый цветок в голубой вазе», 1960-е, бумага, гуашь, пастель, белила, перо, чернила, процарапывание, ГТГ). На самом склоне лет, в 1979 году, В.Д.Бубнова вернулась в Ленинград.

Настоящая выставка – второй показ работ художницы в Третьяковской галерее. Впервые ее творчество было представлено здесь камерной экспозицией после передачи в дар музею в 1999 году листов В.Д.Бубновой одним из ее друзей, А.Г.Кучеряевым.

Экспонируется около 70 произведений из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных коллекций. В основном это работы второй половины 1940-х – 1970-х годов. Ранних произведений художницы почти не осталось – они сгорели вместе с мастерской и домом В.Д.Бубновой во время бомбежки Токио в 1945 году. Трагедия пережитого отразились в литографиях тех лет, выполненных в экспрессивной манере. Редкие довоенные листы были сохранены в семьях японских друзей художницы. Тем более уникальны представленная на выставке литография «Слушают скрипку» (1927, ГТГ) и акварель «Человек, который страдает животом» (1922 (1923?), частное собрание). На выставке художница предстает как острый и проницательный портретист («Девочка», 1958; «Портрет Чио Сасаки», 1958, обе – литография, ГМИИ), тонкий пейзажист и мастер натюрморта («Фары в лесу», 1957, ГТГ; «Белые цветы на сером фоне», 1942, обе – литография, ГМИИ), наблюдательный жанрист, запечатлевший повседневную жизнь японцев («В вагоне III класса», 1949, ГМИИ; «Из леса», 1953, обе – литография, ГТГ).

Зритель увидит многообразие возможностей черно-белой литографии – от тонкого линеарного рисунка, несколькими штрихами передающего глубину пространства («Фантастика гор», диптих, без даты, ГТГ), до живописных эффектов в переходе тонов от глубокого черного пятна к едва видимой дымке – того, что мастера «суйбоку-га» достигали неравномерными нажимами кисти («Будда на кладбище», 1953, ГМИИ; «Дождь», 1957, ГМИИ). Представлены листы, выполненные и в других графических техниках – цветная литография, акварель, пастель, гуашь, тушь. Работы В.Д.Бубновой отличает энергичная манера письма, по мнению японских критиков, не свойственная женщине.

Живя в Японии, В.Д.Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А.С.Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков – А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В.Д.Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции.

www.museum.ru/N42841
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.07.2020  x    ?  


Государственный Эрмитаж возобновляет приём посетителей

Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

XI ежегодная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков»

Открытие садов Русского музея для посетителей

Центральный выставочный зал "Манеж" в Петербурге открывает двери для посетителей

Крепость Орешек открывается для посетителей

Выставка литографий «Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…» в Симферопольском художественном музее

Чеховские чтения в Ялте

Золотой юбилей Феодосийского музея Александра Грина

Конференция " Наука в ВУЗовском музее" - 2020

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Выставка "Александр Бакусов - главный архитектор РНБ: к 70-летию со дня рождения"

Фонд Потанина подвел итоги третьего цикла конкурса «Общее дело»

Открытие Павловского парка

Валерий Метик. Живопись и графика

В Царском селе открываются для посетителей Екатерининский и Александровский парки

Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru