НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Константин Худяков "Искусство высокого разрешения"

c 13 по 24 марта 2012Москва
Константин Худяков ''Искусство высокого разрешения''
Константин Худяков ''Искусство высокого разрешения''
Константин Худяков ''Искусство высокого разрешения''
Современные технологии стали частью повседневной жизни, превратив общество в информационное. Ворвались они и в искусство, сделав саму сферу культуры высокотехнологичной. Актуальное искусство становится неизбежностью. Художники всё чаще обращаются к мультимедийным технологиям как к новым инструментам, позволяющим воплощать художественный образ в наиболее адекватной времени форме, предоставляющие невероятные возможности для использования интеллектуального ресурса , без использования которого современное искусство уже не может быть полноценным.

Творчество художника – это подытоживание исторического опыта социума. Этим опытом были удостоены все те, кто жил в СССР, кто испытал на себе Россию.

Опыт был нешуточный. Не случайно Ахматова обмолвилась как-то, что двадцатый век в России оставил после себя такое, что для осмысления этого опыта нужен художник вроде Шекспира. Что же именно имела в виду Анна Андреевна? Вряд ли тот факт, что таинственный англичанин изобразил рекордное количество убийств, предательств, отравлений, подлостей, удушений и прочих насилий. Так причем тут Шекспир?

И самый изощренный интеллектуал, и талантливый самородок (Худяков ближе ко второй категории, чем к первой) вынес из двадцатого века такой опыт, который может парализовать слабую волю, но порождает отвагу нового мифотворчества. Кто он был такой, Константин Худяков, когда жил сорок с лишним лет своей жизни при советском режиме? Он, как другие, был тот, кого поработили и одновременно спасли от рабства и уничтожения в ходе Отечественной войны. Он жил среди победителей и триумфаторов, которые были жертвами своих побед и триумфов.

Западные идеи эпохи постмодернизма доносились до нас в позднесоветские годы, как нечто кровно близкое и странно знакомое. Мы все это на свой лад тоже проходили. Мы были потомки и наследники Великой Матери и Отца народов, мы были нищие богачи, побежденные победители, могучие слабаки и умные идиоты, одним словом – любимцы и шуты всемогущей ироничной истории. Наша литература, наша философия и наше киноискусство, да и наша живопись тоже главным образом занимались тем, что исследовали наше лабиринтное ощущение мира.

Та реальность, в которой мы все пребывали, была своего рода вселенная утраченных различий. Эта реальность кого-то обезоружила и деморализовала, превратила в одноклеточных, одичалых гоминоидов; в начале двадцать первого века мы наблюдали предельное падение этики и морали в России. Многажды описанный антропологический кризис двадцатого века достиг здесь рекордной точки падения. Не знаю, как обстоят дела в Сомали или в Парагвае, но в России (я это точно знаю) культура Хомо Сапиенс полностью провалилась. Точнее сказать, она покончила с собою. Но нет худа без добра. Кто не превратился в двуногого скота и не свихнулся умом, кто не убежал подальше, тот сделался сильнее и отважнее.

Для того, чтобы воплотить такой исторический опыт, нужна новая логика и новая философия.

Прежняя логика, прежняя философия могут сделать только одно: описать случившееся с людьми и историей как тупик и катастрофу. Мандельштам увидел в людях новой формации некие подобия «кольчецов и усоногих», разных прочих существ без горячей крови, с роговыми мантиями и «рюмочками глаз», и, разумеется, без всякого сочувствия к живым обычным людям. То есть регресс, нисхождение по «лестнице Ламарка». Пришедшие вслед за тем поколения не имели почвы для сравнений. Они привыкли смотреть «рюмочками глаз» и породнились со своей инопланетностью. Их не пугает близкий к мировому нулю холод своих собственных роговых мантий и щупалец, ибо это уже своя собственная температура.

Сновидения иносуществ о своей инопланетной жизни перестали пугать, и в обстановке виртуализации реальности вопрос об истине сменился на вопрос о матрице. Она теперь порождает реальности.

Европейское искусство Нового времени исходило из того, что пространство измеримо и поддается членениям. Там есть верх и низ, далекое и близкое, правая сторона и левая сторона. Пространство может быть стремительное и застылое, неподвижное. Оно может пониматься как страшная яма, ловушка Вселенной, а может пониматься как уютное местечко для приятного пребывания.

Такое пространство придумали Брунеллески и Альберти, Дюрер и Пуссен. Они разрывали единое пространство мироздания, в котором живут существа иного рода, и наставили перегородки, и ввели условности и обозначения. Как вырваться из этих пространственных силков и ощутить пространство без конца и краю, без верха и низа, где действуют законы тотальности – этот мучительный вопрос пытались решить на свой лад самые продвинутые художники последних столетий, от Сезанна до Кандинского, от Пикассо до Аниша Капура. Насколько успешно они решили, или возможно ли вообще решить этот вопрос в рамках технологий живописи, скульптуры, архитектуры – это вопрос особый, мы его не будем трогать.

Виртуальные пространства новейших технологий позволяют решать проблему как бы играючи, без тех напряжений и срывов, без того «жизненного подвига», который дорого обходился гениям и первооткрывателям. Впрочем, эта легкость иллюзорна. Пиксели и гигабайты сами по себе не сделают за художника его работу, они выполняют задания художника. Если он хочет сделать с помощью новых технологий нечто в духе Айвазовского или Шишкина, то получится именно то самое, что было задано – но почему-то хуже, чем в первообразах.

Худяков задает своим технологиям вполне очевидные пространственные задачи. Он, как это видно по его проектам «Глаз Ангела» и «Красная площадь», не обращает внимание на ограничения и критерии старого мышления. Его визуальные сцены неглубоки, они замыкаются «задником». Но в пределах этого маленького театрального предприятия предусмотрены точки входа в иные состояния. Мы трогаем неуверенным пальцем притягательный мерцающий «клитор» на экране, машина возбуждается, и переносит нас в другое состояние. То фигуры проникают сквозь пол и стены, то сквозь потолок спускается громадная биотехнотронная муха, то начинается хоровод фигур, то они вздумают маршировать, то еще что-нибудь. Каждый раз происходит улет, и мы оторопело соображаем, что пространство Худякова одновременно очень замкнутое и совершенно бесконечное. Оно состоит из малых ячеек, но эти ячейки прозрачны и проницаемы друг для друга, и в принципе их количество может умножаться до бесконечности. Пока что технические возможности таковы, что число вариаций ограничено, но мы знаем, в какой стремительной пропорции увеличивается мощь электронных устройств. Уже не за горами возникновение пространств, в которых начисто исчезнут прежние ограничения и привязки.

Удивительным образом пространственная метафизика современного (и даже весьма актуального) художника начинает напоминать ту мистическую концепцию «сверхреальности», которая воплощена в храме Святой Софии в Константинополе, в святилище Каабы в Мекке, в пространстве собора Святого Петра в Риме. Там далекое близко, рукой подать. Тяжелое невесомо, оставаясь тяжелым. Тьма ослепляет светом. Там не действуют разграничения разума, «дифферансы» Жака Деррида. За тысячу с лишним лет до того в том же духе описывал высшую реальность таинственный Дионисий Ареопагит. В отличие от постмодернистов, он был уверен в присутствии Бога.

Александр Якимович

www.museum.ru/N45323
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.07.2019  x    ?  


Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru