НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Отечественная война 1812 года в сюжетах современного искусства

c 23 ноября по 23 декабря 2012Псковская область
А. Стройло. Село Хотьково, 1812
А. Стройло. Василиса Кожина. Церковь
Фото Н.А. Алексеева. «На добра коня садяся...». Гусары.
Фото Н.А. Алексеева. «Гости съезжались...»
23 ноября 2012 г. Пушкинский заповедник открывает выставку в Минском государственном литературном музее Янки Купалы.

Отечественная война 1812 года – центральное событие российской и европейской истории первой четверти XIX века. 24 июня 1812 года французская армия Наполеона Бонапарта вторглась в пределы России. Силы неприятеля троекратно превосходили численность Русской армии, мужественно отстаивающей в кровопролитных сражениях рубежи своего Отечества. На борьбу с врагом встала не только регулярная армия, но и народ, записываясь в ополчение или уходя в партизанские отряды. Три месяца под угрозой вторжения армии Наполеона находилась Псковская губерния. Граничащие с нею на юге Витебская и Смоленская губернии были охвачены военными действиями. Псковщине суждено было стать ближайшим прифронтовым тылом русской армии. Здесь было создано свое народное ополчение. В Пскове, Великих Луках, Острове, Новоржеве, Порхове, Опочке работали госпитали по приему раненых. Многие жители брали к себе на квартиры раненых и беженцев из оккупированных соседних губерний, снабжали корпус генерала П.Х.Витгенштейна рекрутами, продовольствием и фуражом. Несколько тысяч псковичей стали непосредственными участниками военных сражений Отечественной войны 1812 г. Со многими героями войны Пушкин был лично зна¬ком, гордился этим знакомством, постоянно с ними об¬щался, вел обширную переписку.

Вблизи пушкинского Михайловского находились имения, связанные с именами героев войны 1812 г. - «Гораи» - генерала от инфантерии Петра Петровича Коновницына, «Ладино» - генералов Михаила, Андрея и Николая Михайловичей Бороздиных. В соседнем Опочецком уезде проживал многочисленный род Голенищевых – Кутузовых, близких родственников светлейшего князя главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 года, первого полного кавалера ордена Святого Георгия. генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Стараниями Михаила Илларионовича Кутузова была построена деревянная церковь Воскресения Словущего на погосте Теребени Новоржевского уезда (сегодня Опоческий район), в нескольких десятках километров от современной границы России с Белоруссией. В находящемся под ней склепе М.И.Кутузов упокоил прах своих родителей – отца Иллариона Матвеевича и мать Анну Ларионовну. Церковь сохранилась до наших дней. В настоящее время внутри храма установлен памятный знак, свидетельствующий о данном захоронении.

Война 1812 года между Францией и Россией не была неожиданной. Обе стороны начали готовиться к ней с 1810 года. В 1811 году русский посол в Вене предложил австрийцам план превентивной войны против Франции. Министр иностранных дел Австрии не дал ответа на это предложение, и Петербургу пришлось отказаться от этого плана. К этому периоду относится «Военный альманах №21. Реестр армии Австрийской Империи за 1811 год. Несколько всемилостивых императорских привилегий», изданный в Вене и состоящий из описания военных департаментов, с перечислением военных комиссий по решению различных вопросов армии. В первые месяцы 1812 года Австрия подписала военное соглашение с Наполеоном и выставила против России 30-тысячный вспомогательный корпус. Однако, вынужденные воевать «из-под палки» австрийцы, не собирались всерьез сражаться против русской армии. Русская сторона также соблюдала правила игры: главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов отменил план по перекрытию пути отступления австрийских войск. А в 1813 году многонациональные войска австрийской армии повернули оружие против Наполеона.

Наполеон Бонапарт – великий деятель, блестящий полководец, несравненный тактик – до сих пор вызывает интерес историков и обычных людей. Его высказывания о военном искусстве, науке ведения боя переведены на многие языки мира. Истории завоевательных побед Наполеона издавались при его правлении, после свержения с престола и много раз переиздавались после его смерти. На выставке представлено бельгийское издание 1837 года «Maximes de guerre de Napoleon» (военные афоризмы Наполеона), являющееся типичным примером регулярно читаемой брошюры с самыми известными высказываниями Императора. И два репринтных издания - «Отечественная война и русское общество», подготовленное к 100-летнему юбилею победы над Наполеоном в 1912 году и «История нашествия Императора Наполеона на Россию в 1812 году» Д.П. Бутурлина, отпечатанное в Военной типографии Санкт-Петербурга в 1837 году. В приложении к «Истории нашествия...» представлены карты театра военных действий.

Приложение в виде карт является характерной особенностью военной публицистики XIX века, как в российской традиции, так и в европейской. Примером тому является подлинное парижское издание 1821 года «Journaux des siéges entrepris par les alliés en Espagne, …» Paris, 1821. - 464 с. (Описание крепостной войны в Испании в 1811-1812 годах).

Следует отметить, что в 1812 году Наполеон пользовался копией «столистовой» карты России, добытой французской разведкой в Санкт-Петербурге накануне войны. Как выяснилось позднее, в карту намерено были введены ошибки: перепутаны названия населенных пунктов, вместо лесов и болот показаны поля. В силу этих обстоятельств, Наполеон был вынужден прямо на поле Бородинского сражения отрядить трех инженеров для составления пригодной для использования карты, с указанием установленных орудий и зоной действия пушек. Но, очевидно, составители карты опасались заходить в леса во избежание встреч с партизанами или местными жителями, поэтому многие дороги обрываются на половине пути.

Накануне войны с Россией Наполеон говорил «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я разделю ее». Он планировал окружить и уничтожить русскую армию в генеральном сражении, но русские отступили. Из-за численного превосходства французов первые три месяца войны были крайне тяжелым для русских войск. Даже после соединения двух армий под Смоленском, русские были вынуждены отступать. В этот труднейший период войны со всех губерний многонациональной России к Смоленску стали стекаться партизанские отряды, так формировалось народное ополчение. Народное восстание против захватчиков разразилось как пламя: партизаны нападали на отдельные отряды, транспорты, истребляли или отнимали запасы, перехватывали курьеров, а отбитое оружие, по повелению князя Кутузова, раздавали крестьянам. Случалось, что в отсутствии мужчин, женщины с оружием или вилами в руках брали в плен небольшие группы французских солдат. Медалью за ратные подвиги в борьбе с неприятелем была награждена старостиха Василиса Кожина, «дородная женщина с длинной французской саблей, повешенной через плечо». Этот реальный исторический сюжет из народного ополчения лег в основу художественного фильма «Василиса Кожина», съемки которого проходили на территории Пушкинского Заповедника в разные сезоны 2012 года, отдельные материалы к которому представлены на данной выставке. На музейной территории снимались батальные сцены, действия в ставках русских и французских полководцев, сюжеты из крестьянской и усадебной жизни. По музеям-усадьбам чинно прохаживались гусары, драгуны, канониры и крестьяне – ополченцы в кафтанах с домоткаными кушаками с вилами и рогатинами вместо оружия. Рассматривая фотографии Н.А. Алексеева, запечатлевшего киносъемочный процесс на всех его этапах, в памяти невольно возникают строки стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы»:

Вот он шлет на нас пехоту

С сотней пушек и мортир,

И своих мамлюков роту,

И косматых кирасир.

Историческую достоверность сюжета передают эскизы Александра Григорьевича Стройло, сделанные для воссоздания облика русской деревни начала XIX века и авторские фантазии на тему портрета главной героини. Александр Григорьевич родился 4 сентября 1955 года в Брянской области, в 1978 году окончил Пензенское художественное училище; за время своего творческого пути неоднократно становился участником Всесоюзных и Республиканских выставок. Он является членом Союза художников России, заслуженным художником Российской Федерации. Работы А.Г. Стройло присутствуют в коллекциях Русского музея, Музея книги Российской Национальной библиотеки, литературных музеях А. Ахматовой, В. Маяковского, Н. Островского и в Пушкинском Заповеднике.

При создании исторического фильма «Василиса Кожина» в качестве реквизита использовались копии распространенных в то время лубочных картинок, призванных не столько высмеять неудачи и промахи противника, сколько укрепить веру в победу. Наиболее выдающимся карикатуристом эпохи, несомненно, является Иван Теребенев – художник с академическим образованием, отличавшимся, по мнению современников, свободолюбивым характером, остроумием и колоссальной работоспособностью. На выставке представлены фрагменты азбуки, изданной в 1815 году под названием «Подарок детям в память о событиях 1812 года» или более известная как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) . Азбука состояла из 34 гравюр 1812 года с двустишьями на каждую букву. Это была своеобразная карикатуристическая хрестоматия, где кроме Теребенева («Н» – изображение последних призывников обескровленной Франции), присутствуют работы А.Г. Венецианова («Ю», изображает французов-гувернеров, как безбожников, развращающих молодое поколение) и других художников-карикатуристов начала XIX века. Все собрание азбуки – и карикатуры и легко запоминающийся сопроводительный текст – призваны поднять дух патриотизма и вызвать ненависть к врагам доступными для понимания средствами. Французский издатель Фабер писал в 1812 году: «Наполеон … встретил сопротивление, которое обмануло все его ожидания и разрушило его планы». Великую армию Наполеона уничтожила не какая-нибудь грандиозная битва, а осторожная тактика мудрого старика Кутузова.

К горести не только России, но и всей Европы, Михаил Илларионович скончался весной 1813 года в самом зените своего полководческого поприща. Тело полководца с величайшим почтением было погребено в склепе Казанского собора в Санкт-Петербурге. В год трагической гибели М.И. Кутузова – российское Военное Министерство выпустило книгу «Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельдмаршала, Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова – Смоленского». А в 1837 году, в 25-летнюю годовщину завершения Отечественной войны 1812 года перед Казанским собором благодарные потомки установили памятник легендарному полководцу. В мастерской скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792 – 1837) во время работы над памятником побывал другой русский гений, вскормленный Псковщиной, Александр Сергеевич Пушкин. Впечатления от увиденного отразились в его стихотворении «Художнику» (25 марта 1836 года):

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:

Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе:

Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,

Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.

Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

www.museum.ru/N47378
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 30.10.2020  x    ?  


Дни Эрмитажа в Казани

Звездный балет Кировского театра. Конец XX века. Фотографии Валентина Перельмутера

Ночь искусств «Музей Востока. Тайные комнаты»

Выставка "Божественные и авангардные" из собрания Русского музея в Палаццо Реале (Милан, Италия)

Ночь искусств в Школе акварели Сергея Андрияки

Акция «Колокол памяти»

Выставка к 150-летию со дня рождения И.А. Бунина в Мурманском областном художественном музее

"Ночь искусств" в Иркутском музее декабристов

Выставка к 120-летию Алексея Пахомова

Николай Коробейноков. Живопись. Графика

«Чистая живопись». Выставка произведений Никиты Медведева (1950-2018) и Татьяны Алексеевой

Юбилейный творческий вечер Вениамина Смехова "Бродский и вокруг" в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Объявлен прием заявок на XI конкурс музейных проектов грантовой программы "Музеи Русского Севера"

Ночь искусств в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка «Северный пейзаж» в Мурманском областном художественном музее

Музеи Московского Кремля запускают цикл лекций ВКонтакте

Выставка "Старинные вышивки"

Ночь искусств в Музейно-выставочном центре «Петербургский художник»

Новые поступления в собрание Российского этнографического музея

Выставка турецкой керамики в Музее Востока

«Оружие доблести и чести»

Всероссийская конференция "Творчество Павла Леонова в контексте современного искусства"

Метаморфозы земли: японская неглазурованная керамика якисимэ

«Ночь искусств» в Московском музее современного искусства

Выставка "Фотовзгляд на Петербург" в Строгановском дворце

Новый выставочный сезон на "Пушкинской-10"

IV Международный фестиваль искусств «Живой Финский залив»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru