НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Густав Клуцис. Право на эксперимент

c 6 июня по 22 сентября 2013Москва
Густав Клуцис. Проект сооружения к 5-й годовщине Октября. 1922. Бумага, тушь, акварель. 68,3х49,2
Густав Клуцис

Право на эксперимент

Вернисаж с приглашением прессы состоится 6 июня в 16.00

Выставка открыта с 7 июня по 22 сентября 2013

Kрымский Вал, 10, залы 21–22

Густав Густавович Клуцис (1895–1938) – яркая и трагическая фигура русского авангарда. Лидер конструктивизма, один из создателей искусства фотомонтажа, мастер политического плаката, новатор в области выставочного дизайна, он искренне верил в идеи трансформации мира и преобразования человека, весь свой талант направлял на создание мощных средств политической агитации. Однако в силу парадоксов истории России ХХ века художник был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой он работал, а его творчество на десятилетия предано забвению.

Многие из представленных в экспозиции произведений в последние годы регулярно выставляются за рубежом, но впервые демонстрируются в России. Задача первого монографического показа Клуциса в Третьяковской галерее – открыть публике малоизвестное наследие крупного художника-авангардиста.

Густав Клуцис родился в Латвии в местечке Руиена. Первоначальное художественное образование он получил в Рижской городской художественной школе, где занимался в 1913–1915 годах под руководством знаменитого пейзажиста, основоположника латвийской живописи В. Пурвита. С началом Первой мировой войны Клуцис был эвакуирован в Петроград. Здесь в 1915–1917 годах он продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После участия в революционных событиях вместе с латышскими стрелками Клуцис был переведен в Москву на службу в охране Кремля в составе 9-го латышского полка. Осенью 1918 года Клуциса командировали на учебу в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ, с 1920 Вхутемас), где он занимался у К. Малевича, К. Коровина, А. Певзнера, а по окончании учебы в 1921 году его самого пригласили преподавать. Клуцис стал активным участником авангардного движения, работал в области плаката, типографики и фотомонтажа. Приверженность к конструктивизму связала его с группой «производственников» (Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, А. Веснин) в Институте художественной культуры (Инхуке, с 1923). Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в литературно-художественном объединении «Левый фронт искусств»; в 1928 году стал одним из организаторов объединения плакатистов «Октябрь». Клуцис много работал над оформлением клубов, революционных празднеств, крупнейших выставок советского искусства в стране и за рубежом. Так, например, для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже он создал фотомонтажное панно «VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР». Возможно, членство в латышском культурно-просветительном обществе «Прометей» (1929–1937) стало роковым в судьбе мастера. В январе 1938 года Клуцис был арестован и вскоре погиб во время допросов.

Название настоящей экспозиции отсылает к рукописи Клуциса «Право на эксперимент» (1920-е). Оно отражает своеобразие творческих устремлений художника – постоянный поиск новых средств выразительности, эксперименты с формой, пространством, передачей движения. «Право на эксперимент» указывает и на специфику выставки. Организаторы, сделав исключение лишь для трех станковых полотен мастера («Красный человек», 1918–1919; «Аксонометрическая живопись», 1920, обе – ГТГ; «Построение. Вхутемас», 1920, Государственный музей В.В. Маяковского), знаменующих начало его экспериментального творчества, строят экспозицию на рабочих материалах Клуциса. Камерная выставка, на которой представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики, демонстрирует своеобразную «кухню» художника: десятки эскизов и зарисовок передают ход мысли мастера, то, как от замысла, от первых пластических идей конструкции агитационной «малой архитектуры» – складные киоски, «радиоораторы», громкоговорители, экраны, реклама на вращающихся лопастях – приобретают законченность и острую выразительность. Временные рамки выставки охватывают конец 1910-х – 1920-е годы – период наиболее ярких художественных опытов Клуциса.

«Смотреть со всех сторон» – эту цель преследовал Клуцис при создании цветотоновых и плоскостно-пространственных конструкций, которые зрительно обретали трехмерную объемность и динамику. Теме динамической структуры мастер посвятил серию изображений так называемого «динамического города». Некоторые из композиций допускают, что верх и низ могут у них произвольно меняться, а изобразительное поле – вращаться. Динамику в этих произведениях усиливают диагональные линейные построения, ритмически повторяющиеся элементы. На выставке серия представлена рисунками, графическими оттисками, набросками карандашом и тушью, а также одной из знаковых работ в творчестве Клуциса – «Аксонометрическая живопись». Дополняют эту часть экспозиции произведения из Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), среди которых – «Набросок для “Аксонометрической композиции”» (1920. Бумага, карандаш) – подготовительный рисунок к картине из Третьяковской галереи.

Галерея хранит значительную коллекцию произведений Клуциса – 45 живописных и графических работ. Ряд из них поступили от самого художника и с выставок, проходивших в 1920-е годы в Москве и Берлине. Бoльшая же часть (37 рисунков и одна картина) была подарена музею в 1977 году выдающимся коллекционером русского авангарда Г.Д. Костаки (1913–1990). Это собрание впервые полно демонстрируется в Москве. В его числе – проекты знаменитых «радиоораторов», созданных в 1922 году и выставленных в Москве на Тверском бульваре в связи с проведением IV конгресса Коминтерна. В пространственных объектах отражено новаторство Клуциса-конструктивиста, стремящегося к выражению «функциональной реальности» в острых и выразительных формах.

С начала 1920-х годов мастер активно работал над созданием выставочных и агитационных стендов, демонстрационных конструкций. Ему принадлежат идеи стенда-книжки и стенда-полки, которые и в настоящее время сохраняют актуальность. Клуцис относится к тем немногим художникам своего поколения, кто сумел собственные теоретические идеи практически воплотить в объемных конструкциях, плакате, газетной, журнальной и книжной полиграфии.

Впервые в России публике представлены три рисунка из Латвийского национального художественного музея (Рига), среди них – один из первых опытов Клуциса с элементами фотомонтажа – «Штурм. Латышские стрелки (Удар по контрреволюции…)» (1918. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь). Это эскиз монументального панно для наружного оформления здания Большого театра в связи с проведением V съезда Советов в 1918 году. Из частной латвийской коллекции поступили три рисунка 1919 – начала 1920-х годов (собрание Г.Белевича, Рига).

Открытием для московского зрителя станет показ рабочих рисунков Клуциса из фонда поэта А.Е. Крученых (друга художника), который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Среди нескольких произведений, предоставленных SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), – единственный на выставке эскиз плаката «Выполним план великих работ» (1930), принадлежащий к числу самых знаменитых образцов фотомонтажа.

Органичной частью экспозиции станет своеобразный кинозал, где в течение работы выставки будет демонстрироваться документальный фильм латвийского режиссера П. Крыловcа «Клуцис. Неправильный латыш» (2008).

www.museum.ru/N49907
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.07.2020  x    ?  


Виктор Цой. Живопись. Графика. Полароиды

Выставка «Нетленное наследие» в Галерее искусств Зураба Церетели

Атлант времен Растрелли вернулся в XXI веке

Запуск проекта к открытию музея «В Пушкинский с Пушкиным»

Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» в Новой Третьяковке

Государственный Эрмитаж возобновляет приём посетителей

Центральный музей железнодорожного транспорта возобновляет работу

День семьи, любви и верности в московских музеях

«Шолоховские чтения-2020»

Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха" в Саратове

День семьи, любви и верности в Дарвиновском музее

Выставка «К бою готов» в Музее имени М.Т. Калашникова

XI ежегодная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков»

Выставка "Глебовы-Вадбольские. Воспитание искусством" в Галерее "Выхино"

Литературная акция «Вместе с Шолоховым «Они сражались за Родину»

Центральный выставочный зал "Манеж" в Петербурге открывает двери для посетителей

Выставка «Победители» в Музее им. М.Т. Калашникова

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Валерий Метик. Живопись и графика


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru