НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Михаил Абакумов «Моя Россия»

c 10 июля по 8 августа 2013Москва
	 Михаил Абакумов «Моя Россия»
Лучшие традиции отечественной школы пейзажа органично перевоплотил народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Михаил Абакумов (1948–2010). Масштабная ретроспектива, приуроченная к 65-летию со дня его рождения, вписывается в череду мемориальных выставок мастера, проходящих в этом году в крупнейших городах России: Нижнем Новгороде, Пензе, Томске и ряде других.

Жизнь Михаила Георгиевича Абакумова была неразрывно связана с подмосковной Коломной. Много сил он отдал борьбе за возрождение памятников истории этого живописного древнерусского города, где в конце жизни художника избрали почетным гражданином. Коломна с ее кремлем, старинными храмами, узкими улочками и окрестными лесами щедро дарила мастеру сюжеты. В мае нынешнего года в Коломне открылся музей Михаила Абакумова, там регулярно проходят пленэры для молодых живописцев и научные Абакумовские чтения.

Живописец из Коломны ощущал себя преемником мастеров русского поэтического пейзажа, «пейзажа-настроения». Поэтому его нередко и вполне справедливо сравнивают с Алексеем Саврасовым и Исааком Левитаном: подобно классикам 19 века, М.Абакумов удивительно чутко воспринимал малейшие нюансы состояния природы. Вместе с тем образ России в его полотнах создан с истинно эпическим размахом. Сам художник признавался, что взял за точку отсчета традицию, заложенную Саврасовым, и перенял присущее ему восхищение величием природы. Возможно, с этим связано не только воспевание природы, заметное у Абакумова, но и свойственный художнику заряд оптимизма. Мастер говорил: «Я хочу писать гармонию, творение Бога. Принципиально не пишу разрушенных храмов, их достаточно в жизни. На холсте я их реконструирую. Может быть, я пишу идеальную страну, но такой хотел бы видеть Россию».

Свойственные М.Абакумову интуитивное понимание и радостное восприятие цвета, чувство его драгоценности были заложены еще в детстве, но получили важный импульс в период учебы на факультете ручного ткачества в Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина. В 1968 году художник окончил училище, а в 1977 году - художественный факультет Института кинематографии (ВГИК), где учился в мастерской профессоров Б.М.Неменского, И.А.Шпинеля и Г.А.Мясникова. Однако после ВГИКа Абакумов не стал работать в кино, а избрал довольно редкую в наши дни специализацию пейзажиста. Свое мастерство живописца он усовершенствовал в 1980-1983 гг. в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академиков А.М.Грицая и братьев А.П. и С.П.Ткачевых.

Среди тех художников, которых Абакумов также считал своими учителями, помимо А.К.Саврасова он называл А.И.Куинджи, А.П.Рябушкина, А.Я.Головина, Ван Гога. В целом он чутко воспринял и творчески развил традиции московской живописной школы начала ХХ века. Творчество Абакумова и художников его круга, стремившихся на рубеже 1970-80-х гг. к возрождению русской реалистической живописи и культуры станковой картины, было созвучно «деревенской» прозе и шло в русле поэтического открытия России заново.

С 1975 года мастер участвовал практически во всех крупных выставках в России, неоднократно показывал свое творчество за рубежом. Персональные выставки Абакумова проходили в Коломне, других городах Подмосковья, Москве и регионах России, а также в Болгарии, Германии, Италии, Турции, Швеции, Японии. С 2000 года художник принимал участие в благотворительных аукционах в пользу больных детей.

В 1980 году М.Абакумов вступил в Союз художников России, в 2000-е годы вошел в творческое объединение «Романтики реализма» и в Союз русских художников. С 1994 по 2002 гг. преподавал в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова, в 2002-2010 гг. заведовал кафедрой живописи в Коломенском педагогическом институте. Награжден Золотой медалью Российской академии художеств за серию пейзажей. Лауреат республиканской премии им. В.К.Бялыницкого-Бируля и премии им. А.А.Пластова, учрежденной СРХ (посмертно).

Работы М.Абакумова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, в музеях городов Подмосковья и многих региональных центров: Воронежа, Вологды, Вятки, Красноярска, Рязани, Тамбова, Томска, а также в штаб-квартире ACEAN в Индонезии, в частных коллекциях России, США, Югославии и других стран.

Творчество М.Абакумова - яркое, подлинно самобытное явление в российской живописи конца XX - начала XXI века. Более полутора тысяч картин, составляющих наследие мастера, складываются в многомерный рассказ о России, мощный и сложный как по пластике, так и по образному содержанию. Абакумову был присущ особый дар остро подмечать и выразительно передавать трудноуловимые переходные состояния природы: рассветы, закаты, сумерки, первый и последний луч солнца, туман, который вот-вот рассеется, порывы ветра, мимолетную радугу, летучую тень. Истинный патриот своей «малой родины» – Коломны, он тонко чувствовал и великолепно знал историю края, неутомимо запечатлевал его неброскую, но неповторимую красоту. Свое творческое кредо мастер определял так: «Живопись - это образ жизни. Она дает силы жить… Мое кредо в живописи: воспевать мир божий в его красоте, в его гармонии, в его свете. Если у меня получится передать свет Божий, это будет великое счастье».

Художник писал не только родную Коломну, но и малые города рязанской, тверской, вологодской земли. Образ древнерусского города с его архитектурным ансамблем был для художника столь же важен и дорог, как образ первозданной природы. Он изображал город в единстве с природой, пронизанным светом, во все времена года. Башни кремля, купола церквей служили живописцу опорными точками, ключевыми в композиции картины, а равно смысловой основой пейзажа. Не раз он зарисовывал окрестности города, которые открывались в проемах колокольни. В этих видах проявилось стремление к философскому осмыслению ландшафта как образа земли, связанного с высотой неба; так можно объяснить круговое панорамное построение ряда пейзажей, в том числе выполненных за пределами Коломны. Характерная для художника светоносность, яркость и звучность колорита не ослабляла тревожного, подчас драматического звучания многих картин.

Все полотна Абакумова основаны на этюдах с натуры, однако в лучших своих работах мастер добивался слияния реальных впечатлений с философским осмыслением природы. Созданию таких эпических, нередко безмятежных по настроению полотен предшествовал упорный труд: нередко художник фиксировал один и тот же пейзаж в разных состояниях, чтобы в дальнейшем найти наиболее выразительное композиционное решение. Широкую гамму эмоций, переносимых на холст, вызывали у Абакумова переломные состояния природы: восход или закат, ослепительный утренний свет ранней весны, редкие солнечные дни зимой. . Не случайно мастер снискал множество благожелательных и восхищенных отзывов, порой они звучали восторженно:«живописец радости», «соловей русского пейзажа» или «солнечная кисть России».

Выставка в залах Российской академии художеств объединила произведения Михаила Абакумова различных периодов творчества, начиная со студенческих лет. Охватывая более сорока лет работы, ретроспектива ярко характеризует долгий и плодотворный путь художника. Каждая картина отражает определенную грань его мощного дарования, являясь звеном в цепи непрестанных творческих исканий.

В ретроспективу включен ряд программных произведений мастера, например, «Красная рябина» (в этом дереве он видел символ русской природы) или «Души небесные». К слову, последнюю картину пожелало купить правительство Китая для музея искусства ХХ века в Харбине, но автор отказался продать ее, т.к. считал: это полотно должно остаться в России. Важный для Абакумова синтез поэтического пейзажа, восходящего к 19 веку, и пейзажа символического воплотил холст «Прохожий, вспомни обо мне».

Запоминаются большие живописные панно, для создания которых мастер творчески перерабатывал натурные этюды. Выставка позволяет проследить, как происходила эта кропотливая работа, от стадии наброска до законченного полотна. На суд зрителя впервые вынесено множество эскизов и этюдов – по сути, живописных миниатюр, выдержанных в традициях К.Коровина и А.Пластова. Эти крохотные картины, отразившие мгновенные состояния природы, хочется рассматривать подолгу, удивляясь богатом чувству цвета их автора. Остававшиеся в мастерской Абакумова, эти холсты специально привезены из Коломны. Большинство из них прежде никогда не экспонировались либо хорошо забыты публикой, как, например, дипломная работа художника.

Открытием для зрителя станут и произведения последних лет жизни мастера. Органично дополняют картину его творчества полотна, побывавшие на крупных выставках на всей территории СССР, а затем России. В разнообразных местах созданы и многие пейзажи, включенные в экспозицию. Абакумов совершил немало творческих поездок по России и за ее рубежи, участвовал в симпозиумах на пленэре, проходивших на Алтае, в Забайкалье и европейских странах. Своей второй родиной, тем не менее, художник считал Русский Север: природа этого сурового края повлияла на творчество уже зрелого мастера, помогла ему высветлить палитру.

В целом экспонируется свыше ста работ из собрания семьи автора и частных коллекций Института Русского реалистического искусства, галерей «Арт Прима» и «МастАРТ».

Управление информации Российской академии художеств

www.museum.ru/N50376
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.07.2019  x    ?  


Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru