НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Карлос Хачатрян. Живопись

c 10 по 27 октября 2013Москва
Выставочные залы и Президиум Российской Академии художеств. Фасад здания
В плену воспоминаний.

Живопись Карлоса Хачатряна.

Выходец из Армении, выпускник Ереванского художественного института, Карлос с 2003 года живет в городе Вязьме. На выставке экспонируются в основном работы последнего, «вязьменского» десятилетия, но все они проникнуты атмосферой воспоминаний о той среде, в которой происходило сложение образного видения и творческого метода художника. Каковы же эти воспоминания?

Разумеется, это родная Армения. Начнем с цветовой гаммы. В картинах Хачатряна много желтого цвета: пшеничное поле с бегущими по нему детьми, безлюдная равнина с выжженной до желтизны травой. Колорит этих работ отдаленно напоминает цветовой строй «эталонных» армянских пейзажей, скажем, того же Сарьяна. Только здесь нет сарьяновской сочности и звучности цвета – картина мира воспринимается словно сквозь дымчатое стекло, поглощающее яркие солнечные лучи. Ощущение дымки возникает почти во всех пейзажах художника, она-то и создает тот романтический флер, в котором рождаются видения, обозначающие пространство исторической памяти. В этой дымке размываются силуэты предметов, смягчается линия горизонта – стихии воздуха и земли сливаются воедино. Пластическое единство полотна подчеркивается самой манерой наложения краски: художник пишет, словно акварелью, очень жидким маслом. И в этом едином «эфире» тонкого красочного слоя могут возникать, наряду с реалистически воплощенными изображениями, фантомные силуэты: фрагмент каменного декора храма с характерной для Армении стилистикой средневековой архитектуры («Дорога к храму», 2008), иконографически узнаваемая евангельская сцена («Благовещение», 2010). Адресность мотива – природного и архитектурного – словно «нить Ариадны», связывающая художника с родиной и ее культурой.

Но есть в искусстве Карлоса Хачатряна и иные связующие нити. Они ведут в «чужие», не отмеченные родовой памятью пространства и художественные системы. Зрителю может быть продемонстрирован некий общеевропейский стиль, выражающийся в дизайнерском подходе к структурированию полотна, особенно когда объектом изображения становятся цветы. Крупные, максимально приближенные к зрителю, они буквально заполоняют плоскость холста, превращая его в декоративное панно. Есть и гиперреалистические, граничащие с фотографичностью, вещи, явно указующие на связи с искусством Прибалтики, особенно с эстонской школой 70-х – середины 80-х годов, культивирующей фотореализм, конкретно – с живописью Андо Кесккюлы. Можно было бы привести здесь и другие имена, скажем Малле Лейс, особенно в связи с монументализированной интерпретацией «цветочной» темы.

Тут следует остановиться, оглянуться… И вспомнить те времена, когда разные школы – латышская, литовская, грузинская, армянская и пр. – были составляющими единого художественного процесса огромной страны. В 60-е и 70-е годы, после господства парадно-представительского официоза, нивелирующего национальные особенности искусства, появляется активное тяготение к утверждению самобытности каждой из школ. Совместное пребывание художников в домах творчества и работа в творческих группах лишь обостряла желание каждого автора показать индивидуальность своего мира, воссозданного в особой пластической системе, которая, в свою очередь, обусловлена комплексом историко-художественных традиций и мировоззренческих установок. А что художников объединяло? Страстный интерес друг к другу (с каким теплом вспоминаются теперь «интернациональные» ночные посиделки в номерах домов творчества, когда участники группы рассказывали о себе и обычаях своего народа). Взаимная эстетическая отзывчивость (как внимательно всматривались художники в работы друг друга и отвечали на интересные находки коллег «эхом», но в иной тональности, скорректированной своей национальной школой и индивидуальными пристрастиями). Совместное стремление к овладению высокой живописной культурой (дух соревновательности заставлял держать высокую планку профессионального ремесла). И это лишь малая доля преимуществ, характеризующих ту, ставшую уже далекой историей, нашу художественную жизнь. Она кипела, и память об этом кипении в едином «котле», выплавлявшем яркие таланты, несет в себе искусство Карлоса Хачатряна, период становления которого совпал со временем освобождения искусства от оков единой идеологической доктрины…

Ольга Костина, кандидат искусствоведения

www.museum.ru/N51241
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

«Тарханы – место гения». К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Конференция «Павленковские чтения» о книжном деле в России в XIX– начале XX в.

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Частный музей на карте региона. В рамках III Международного форума "Культура в действии"

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Осенняя программа воскресного лектория Государственного музея Л.Н. Толстого на 2019 г.

Выставка-акция А3/33 в Галерее А3

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

Выставка «Сны о Богучарове» в Туле

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По

Выставка «Окна «Полярной Правды»

Ингушские мотивы в душе России

Персональная выставка Бориса Беленкина "Тель-Авив в Санкт-Петербурге"

Выставка А.Г. Траугота в Пушкинском Доме

Золотой век русского искусства. Живопись второй половины XIX века на выставке в Серпухове


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru