НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Музыка старинного письма»

c 16 февраля по 16 марта 2014Псковская область
Шкатулка-портфель для хранения бумаг. Начало XIX в. Кожа, бисер, металл, вышивка бисером. Собственность Пушкинского Заповедника
Бисерная вышивка, вмонтированная в верхнюю крышку папки. Россия. Собственность Пушкинского Заповедника
Пресс-папье. Россия. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, латунь, металл  (гвозди), гравировка.Собственность Пушкинского Заповедника.
Глобус. XX в. Латунь, заводское производство, литье. 38х26х18. Собственность Пушкинского Заповедника.
Шелест бумаги, скрип пера, шорох карандаша при письме – все эти звуки неизменно сопровождали просвещенного человека девятнадцатого столетия в его повседневной жизни, складываясь в аккорды и образуя музыку письма, музыку творчества, музыку вдохновения. Звуки этой музыки, переплетаясь с мыслями и образами, оставались на бумаге в виде чудесных строк бессмертных произведений русского гения Александра Сергеевича Пушкина.

История бумаги, карандаша, ручки началась около 4000 лет до н.э., когда человек начал использовать смоченные глиняные дощечки и деревянные или бронзовые палочки. В первой половине Х1Х века, в период распространения стиля бидермайер, принадлежности для письма стали изящными и красивыми. По качеству и особенностям письменных принадлежностей современники с полной уверенностью могли судить о характере, положении в свете, уровне образованности и потребностях его владельца. Не случайно одним из самых важных и знаковых помещений в доме считался кабинет хозяина. Бюро, нарядные книги, стоящие в книжном шкафу, портреты великих европейских мыслителей и литераторов служили доказательством того, что хозяин человек просвещенный, разделяющий идеи образованного общества. Главным атрибутом кабинета был стол или бюро, вокруг которого складывался весь интерьер. В непосредственной близости с рабочим местом стояли кабинетные часы.

Форма шкафа-бюро появилась в конце XVIII века. Он состоит как бы из трех частей: комода, секретера, шкафа. Под верхней крышкой скрывалось множество различных ящичков с внутренними, «потаенными», отделениями. Приведем высказывание знатока старины И. И. Лазаревского: «Русские мастера-столяры ни в чем не достигли такой красоты, самобытности и уюта, как в этих чудесных бюро… как умели они, эти безымянные мастера, расположить в них целый лабиринт самых затейливых ящиков с разными и такими хитрыми тайниками!» Откинув крышку-столешницу, достав необходимые атрибуты для письма и погрузившись в атмосферу творчества, хозяин приступал к работе. Подобное состояние описывал Пушкин:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкин. Осень.1833

Писали много и по разным поводам – составляя деловые бумаги, фиксируя собственные размышления, сочиняя стихи. Составляли письма деловые, рекомендательные, поздравительные, пригласительные, дружеские и др. Центральное место на столешнице занимали чернильница (или чернильный прибор) и целый ряд аксессуаров, связанных с соответствующими занятиями хозяина дома. Обеспечивая неторопливую и скрупулезную работу, письменные принадлежности, которых насчитывалось не менее дюжины, располагались симметрично на столе вокруг массивного чернильного прибора. Он мог быть из малахита, яшмы, нефрита, оникса, дерева и других материалов, и украшался бронзовыми деталями и небольшими скульптурными изображениями, в центре же возвышалась подставка под чернильницы. Чернильницы представляли собой небольшие медные или массивные хрустальные флаконы, закрывавшиеся крышечками, предохраняющими от высыхания и попадания в них насекомых. Великое множество форм и видов чернильниц было в XVIII – XIХ веках. Пушкин посвятил своей чернильнице целое стихотворение, давая ей разные определения, украшая различными эпитетами:

Подруга думы праздной,

Чернильница моя;

Мой век разнообразный

Тобой украсил я.

А. С. Пушкин. К моей чернильнице. 1821

В набор с чернильницей непременно входила песочница, представляющая собой емкость с крышечкой, в которых было множество отверстий, как в солонке. Ее наполняли мельчайшим очищенным речным или специально приготовленным мраморным песком. Им посыпали написанный текст, чтобы высушить чернила.

Иногда в чернильном приборе были гнезда для массивной печатки с гербом владельца и для палочки сургуча, которым запечатывали конверты, придавливая печать прессом из тяжелого поделочного камня или художественной бронзы. Для заклеивания конвертов пользовались не только сургучом, но и облатками, которые хранились в облатнице, напоминающую небольшую вазочку.

Для хранения писем и бумаг использовались нарядные бювары – прямоугольные папки или настольные портфели, имеющие два отделения: для конвертов и бумаги. Необходимая принадлежность письменного стола – нож для разрезания бумаг. Он имел вид обоюдоострого кинжала из серебра, стали, слоновой кости или дерева. Режущие кромки ножа были затуплены. Еще один нож, лежащий на столе, был более длинный и широкий и предназначался для разрезания страниц газет, книг и журналов.

В XVIII – XIХ веке чаще всего для письма употребляли гусиные перья, иногда фазаньи или павлиньи, как более редкие и изысканные. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х годах. В течение XIХ века металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.

В первом десятилетии XIX века у светских дам появилось новое увлечение – домашние альбомы. В них оказывались записи подруг и друзей, виньетки, незатейливые рисунки и стихи. Такой альбом был гордостью хозяйки. В альбомах образованных дам, близких к художественным и литературным кругам, можно было прочитать стихотворения – посвящения поэтов, – увидеть акварели, оставленные художниками.

Светская переписка занимала значительное место в жизни общества и постепенно стала превращаться в истинно литературное творчество. С течением времени письменные принадлежности продолжают видоизменяться, облегчая жизнь людей. Все реже мы пишем ручкой, все чаще можно слышать клацанье компьютерных клавиш, а скрип пера и шуршание бумаги ухо человека совсем забыло. Но как иногда хочется, взяв перо и чернильницу, оставить несколько легких росчерков на белом листе, прислушиваясь к музыке старинного письма.

www.museum.ru/N52630
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.10.2020  x    ?  


Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Межрегиональный телемост во второй раз объединил музеи писателей деревенской прозы

Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» празднует 15-летие

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

В День памяти жертв политических репрессий вход в Музей истории ГУЛАГа бесплатный

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ксения Цыкунова. Ютьюбифул

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Искусство объединяет

Выставка «А в сердце светит Русь...» в Музее-квартире А.А. Блока

Виртуальная выставка "100 шедевров. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства"

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

О музейном деле в Югре

Как столичные жители ходят в музеи: социологи изучили музейную аудиторию Москвы и Подмосковья


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru