НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Эрмитаж Ея Императорскаго Величества"

c 9 декабря 2014 по 10 мая 2015Санкт-Петербург
Портрет императрицы Екатерины II. Александр Рослин. 1776 г. Холст, масло
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца со стороны Невского проспекта. Беньямин Патерсен. 1800 г. Холст, масло
Ларец из туалетного набора из коллекции Екатерины II. 1740-1750-е гг. Китай. Серебро; филигрань, зернь, золочение, эмаль, роспись акварелью
Часы карманные с цепочкой. Часовщик Дж. Даддс. Середина XVIII в. Англия, Лондон. Золото, горный хрусталь, медные сплавы, сталь, пириты, стекло; эмаль, резьба, шлифовка, гранение, полировка, чеканка
Екатерина II в образе Минервы. Резчик Мария Федоровна, великая княгиня. 1789 г. Россия. Яшма, золото
Одно из главных событий юбилейного года, выставка «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества» будет развернута в Николаевском зале Зимнего дворца.

Экспозиция основывается на описании императорского Эрмитажа, сделанного в путеводителе по Санкт-Петербургу 1794 года Иоганном Готлибом Георги. В пространстве парадного Николаевского зала представлена структура Эрмитажа и показаны основные характерные для экспозиции Екатерининского времени произведения. Выставка включает следующие разделы: картинная галерея Екатерины Великой, кабинет рисунков, кабинет гравюр, библиотека Императрицы, собрание натуралий, коллекция редкостей и предметов Востока, искусство, современное Екатерине II.

Иоганн Готлиб Георг, натуралист, этнограф, химик, минеролог и медик родился в 1729 году в прусской Померании, образование получил в Швеции в Упсальском университете. В конце 1770 года отправился по приглашению Императорской Академии наук в Санкт-Петербург. Его «Опыт описания российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в его окрестностях» был впервые опубликован на немецком языке в Петербурге в 1790 году. Помимо развернутого исторического очерка о столице и характеристики ее административного и социального устройства, автор очень подробно описал ее географию, почвы и минералы, все разнообразие растительного мира, зверей, птиц и рыб. Эрмитаж в книге тоже присутствует, но его описание уложилось всего в четыре страницы.

В начале 1793 г. Георги начал подготовку русской версии книги, посвященной «Всепресветлейшей, державнейшей, великой государыне, императрице, Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской». В новой книге раздел о культурной жизни Петербурга заметно расширился. Особенно это коснулось именно Эрмитажа. Новая книга Георги, по правилам построения академического сочинения, предварялась указанием на источники информации, которыми пользовался автор. Об Эрмитаже там сказано: «Известие о Императорском ермитаже есть совершенно плод Высочайшего ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ данного позволения осматривать сей кабинет и сообщать об оном известие в сем переводе, которое возблагодаряется доброжелательству Его Превосходительства Господина Тайного Советника, Сенатора, Государственной Коммерц-Коллегии Президента и Кавалера Гаврилы Романовича Державина. В сем упражнении наидеятельнейшее принимали участие Господин Библиотекарь Лужков и Господин Мартинелли, инспектор над галереею; известие о Императорской картинной галерее по большей части сочинено Господином Мартинелли».

Об Эрмитаже и его коллекциях Георги пишет в нескольких разделах своей книги. Помимо собственно главы об Эрмитаже описание зданий комплекса Зимнего дворца и музея приведено в первой главе III Отделения книги, посвященной «топографии» Первой Адмиралтейской части. 3 глава XII отделения книги, посвященного «ученым учреждениям» Петербурга, содержит сведения об эрмитажной библиотеке, собраниях гравюр и рисунков, а следующая глава с подзаголовком «Эрмитаж Ея Императорского Величества», и составляет описание помещений и коллекций музея. Этот раздел по объему – самый большой в книге Георги и является первым систематическим описанием Эрмитажа, что делает его исключительным по значению документом. К 1794 году Эрмитажу было тридцать лет, если считать временем его образования покупку коллекции картин у берлинского финансиста и предпринимателя И. Э. Гоцковского. Эпоха бурного приобретения коллекций для петербургского музея, пришедшаяся на вторую половину 1760-х – начало 1780-х годов, миновала. Строительство зданий, заключивших в своих стенах императорские сокровища, было завершено. Наступило время подведения итогов и осмысления созданного. Уже не дворец, еще не вполне музей, екатерининское детище предстает перед читателем на страницах «Описания» зал за залом, коллекция за коллекцией. Георги, далекому от специфических проблем изобразительного искусства, были необходимы компетентные специалисты, способные показать самое существенное в Эрмитаже. Такими спутниками Георги были хранитель картинной галереи венецианский живописец Джованни Антонио Мартинелли (?–1802) и библиотекарь императрицы Александр Иванович Лужков (1754–1808).

Описание Эрмитажа у Георги состоит из нескольких разделов. Предваряет его краткое перечисление художественных сокровищ императрицы. Затем следует подробное описание всех зданий и залов Эрмитажа. Завершает текст описание отдельных разделов коллекции и библиотеки, их характеристика и существовавшая их систематизация. Наиболее подробно рассмотрены в книге Георги собрание резных камней и Картинная галерея. Фактически, в «Описании» Георги опубликован первый систематический каталог живописи Эрмитажа, что представляет, вероятно, наибольший интерес.

Экспозиция в Эрмитаже, посвященная 250-летию музея, отражает основные разделы собрания Екатерины II, а в каталоге выставки прокомментирован текст Георги и приведены сведения о произведениях как сохранившихся в стенах Эрмитажа, так и имеющиеся на сегодняшний день известия о тех, что в различное время покинули его.

К выставке Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N56024
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.08.2019  x    ?  


День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru