НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века

c 22 февраля по 22 мая 2016Москва
Козловский Михаил Иванович, гравюра. Апеллес живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры
Ухтомский Андрей Григорьевич, гравюра. Фасад академической Литейной
Пермяков Гавриил Яковлевич, Лосенко Антон Павлович. Гравюра. Голова Персея
Платовкин Иван Алексеевич, Лосенко Антон Павлович, гравюра. Амур на кентавре
Платовкин Иван Алексеевич, Натуар Шарль Жозеф, гравюра. Отдыхающий сатир
Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым – гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.

Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749-1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635-1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать. Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат – Рисовальной и Гравировальной – при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717-1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание рассказывает о том, как совершенствовать навыки художника, и сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712-1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.

В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712-1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26–после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736–1811), которые штудируют один и тот же оригинал – исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.

Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.

Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику – первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии – Антону Павловичу Лосенко (1737-1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных работ на выставке стоит отметить эстампы Лосенко – «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.

Посетители также познакомятся с редкими гравюрами русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Капитальный лист «Русская баня» был создан автором в 1778 году под впечатлением росписей, которые художник изучал во время своего пребывания в Риме. Это отчетная работа. В ней 25-летний мастер демонстрирует прекрасное владение рисунком, композицией, а также поиски нового художественного стиля. Эти навыки воплотились в скульптуре автора. В небольшом гравюрном наследии Козловского есть уникальная работа, посвященная творческому выбору и демонстрирующая неоклассические приоритеты мастера. Эстамп «Апеллес - живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры» отражает умение Козловского так соотносить легенду и быль, что произведение звучит поэтично и актуально.

Куратор: Марина Александровна Пожарова, старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина

В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России.

www.museum.ru/N60961
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 10.04.2021  x    ?  


Елагин дворец открывает двери после комплексной реставрации

Открытие Литературного музея "XX век" после реэкспозиции музея-квартиры Михаила Зощенко

Стартует прием заявок на участие в Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже»

Фестиваль к 125-летию Е.Л. Шварца

Романтика. Александр Бурганов. Скульптура, графика - выставка в Феодосийском музее А.С. Грина

Борис Чёрствый. Апология

«Здравствуйте, Юрий Гагарин!»

Выставка «Портрет с фронта» в Музее Героев

Николай Бурдастов. Живопись

Виктор Ремишевский. Кронштадт

Международный День Земли в Дарвиновском музее

Открытие выставки "В гостях у сказки" в Санкт-Петербургском музее хлеба

Групповая выставка «Город» в Музее Эрарта

Выставка «На охоте и рыбалке» в музее-заповеднике М.А. Шолохова

Ангелина Курантова. Цвет счастья

Государственный музей-заповедник "Петергоф" презентует первый в России музейный виммельбух

К 60-летия полета человека в космическое пространство. Уличная фотовыставка «Хочу в космос»

Выставка к 30-летию образования в составе СПб СХ секции монументального искусства «Стена-30»

День космонавтики в Петропавловской крепости

Выставка плакатов "Тебе, Человечество!" из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

"Поехали!": космос для больших и маленьких - выставка в Российской национальной библиотеке

Выставка к 175-летию Джамбула Джабаева в Российской национальной библиотеке

Рафаэль Мегал. Комната загадок

Ярослав Гержедович. Восхитительные подробности

Выставка «Разыскания и находки. Дары и приобретения. Бесценный вклад в герценовскую коллекцию»

Не живопись: керамика Пикассо и Дерена, текстиль Леже и Дюфи, а также Матисс и Люрса в Пушкинском музее

Василий Дьяков. Равновесие

«Punctum». Выставка фотографии Бориса Сысоева в Музейно-выставочном комплексе РАХ

"Русское царство" оживёт в Особняке Носова

Выставка «Выход в космос»

Предчувствие космоса. Ракетное дело в России XVIII - начала XX вв.


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru