НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Стекло, которым любовались. Шедевры XVI–XX веков в собрании Государственного Эрмитажа

c 26 сентября 2018 по 12 апреля 2019Москва
Кувшин с ручкой в виде змеи. Венеция; фирма «Сальвиати Доктор Антонио» (Salviati Dott. Antonio). Около 1878. Обесцвеченное, прозрачное зеленое,авантюриновое, лазорево-синее и опаловое стекло;
Бокал-рёмер. Нидерланды. Третья четверть XVII в. Светло-зеленое прозрачное стекло; свободное выдувание, гутная техника, золочение
Три предмета из сервиза герцога Э.И. Бирона. Польша (ныне территория Беларуси), мануфактура в Налибоках. Обесцвеченное стекло; свободное выдувание, гравировка, частичная матовка
Стопа с изображением охотничьих сцен. Франкония (?) или центральные немецкие земли. Вторая половина XVII в.
Бусы. Австрия, Инсбрук (придворная мануфактура) (?). XVI в. (?). Обесцвеченное прозрачное оранжево-красное и синее стекло, сусальное золото; обработка стекла в технике лампворк (lampwork), золочение
С 26 сентября 2018 года в Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX веков в собрании Государственного Эрмитажа».

В экспозиции представлены лучшие произведения западноевропейского и русского художественного стекла XVI начала XX века из фондов Отдела западноевропейского прикладного искусства и Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, демонстрирующие разнообразие декоративного оформления стеклянных изделий.

Венецианское стекло, массивные немецкие стопы, декорированные искусной гравировкой бокалы и кубки русской и европейской работы, вазы, изделия со вставками из стекла, мозаичные картины (всего более 90 экспонатов) иллюстрируют различные этапы эволюции стеклоделия в Европе и России.

Хрупкие, изящные сосуды демонстрируют удивительное мастерство создавших их художников – стеклодувов, граверов, живописцев. Они являются безмолвными свидетелями не только технологических достижений, но могут поведать заинтересованному зрителю об изменении эстетических вкусов и этикета своего времени.

Основную часть выставки составляют предметы, предназначавшиеся для сервировки стола. Стеклянные сосуды с конца XV века являются обязательной частью европейского столового этикета. В эпоху Ренессанса изящные работы стеклодува сравнивали по красоте с сосудами из золота и серебра, признавая за ними лишь один, но существенный недостаток – хрупкость.

В XV-XVI веках моду на стеклянные изделия во всей Европе определяли работы мастеров Светлейшей Республики Венеции. Ее географическое расположение, роль крупного средиземноморского порта с широкими экономическими связями, способствовали производству такого предмета роскоши, как стекло. Одним из ранних образцов изделий из муранского молочного стекла является маленькая изящная «Вазочка в виде фляги пилигрима с изображением сцены из мифа об Аполлоне и Кипарисе» (1510–1520). Подобное стекло производили на Мурано всего несколько десятилетий, в настоящее время в мире сохранилось не более десяти предметов, созданных в конце XV – начале XVI века. Искусные работы венецианцев столь восхищали современников, что в XVI веке в разных странах открывались мастерские, изготавливающие по их образцу свои изделия в так называемом венецианском стиле - facon de Venise. Среди них «Стопа» (Конец XVI-начало XVII, Южные Нидерланды (?)), «Бокал с подвесными кольцами» (1592, Богемия).

В XVII-XVIII веках художественные вкусы определялись динамичным, пышным стилем барокко. В этот период развитие технологий выводит в лидеры новые центры производства: Богемию, Англию, Францию. Во второй половине XVII столетия меняется столовый этикет. Появляются первые сервизы, составленные из бокалов, предназначенных для разных напитков и объединенных в единый набор благодаря общим элементам декора. Их украшали росписью, гравировкой, резьбой. Среди представленных экспонатов «Три предмета из сервиза герцога Э.И. Бирона» (Польша, 1738), Компотьер с крышкой (Испания, Кастилия; 1770–1787), а также «Настольное украшение», получившее название «триумф», или desseri (от фр. Dessert – десерт), созданное венецианскими мастерами XVIII столетия и предназначавшееся для официальных парадных обедов.

В России реформы царя Петра I (1672-1725) способствовали быстрому проникновению европейских традиций в повседневный быт. Строительство Петербурга благоприятствовало открытию новых производств. В конце тридцатых годов XVIII века был создан Петербургский стеклянный завод. Его продукция предназначалась для императорского двора. В 1777 году владельцем завода стал князь Г.А Потемкин. При государственном обеспечении ему удалось создать предприятие, не уступавшее по качеству продукции лучшим немецким мануфактурам. В составе экспозиции можно увидеть разнообразные работы мастеров завода, среди которых репрезентативный «Кубок с портретом императрицы Екатерины II и вензелем «Е.А.»», исполненный в честь победы России в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг., изделия из цветного стекла («Компотница с крышкой» (1780–1790-е), «Бокал с вензелем «WD»» (вторая половина XVIII в.)), а также штофы, графины, бокалы, тарелки. В начале XIX века мастера завода прославились производством не только столовой утвари, но, в первую очередь, декоративных ваз и осветительных приборов из хрустального стекла. На выставке экспонируются две парные вазы с бронзовыми ручками из темно-зеленого стекла, исполненные в 1810-е годы и специально заказанные на Императорском стеклянном заводе.

Изготовление цветного стекла стало отличительной особенностью русского стеклоделия второй половины XVIII –XIX веков. Основоположником этого направления считается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). В результате многочисленных опытов ученого была разработана рецептура для многочисленных оттенков цветного стекла, из которого составлялись мозаичные картины или изготавливались стеклярусные панно. После смерти ученого искусство мозаики было забыто, и его возрождению в XIX столетии способствовал художник-мозаичист Егор Яковлевич (Георг Фердинанд) Веклер (1800–1861), чьи работы «Пресс-папье с мозаикой «Русская пляска» (начало 1830-х) и «Вид Елагиноостровского дворца» (1823) можно увидеть не выставке.

Середина – вторая половина XIX века для европейского и русского стеклоделия стали периодом художественного поиска. Мастера, работавшие в традициях эпохи историзма, черпали вдохновение в искусстве прошлого. Разнообразие декоративных решений нашло воплощение в многочисленных предметах из стекла, среди которых «Ваза в арабском стиле» (1848) – произведение выдающегося французского мастера художественного стекла Филиппа-Жозефа Брокара (1831–1896), «Графин с пробкой», украшенный орнаментом, воспроизводящим узоры русской народной вышивки и резьбы по дереву, изготовленный на Императорском стеклянном заводе в 1870 году. Второй четверти XIX века принадлежит «Макет катальной горки», исполненный русскими мастерами и впервые представленный на выставке.

В эпоху модерна стеклоделие переживает период наивысшего расцвета. Предметы, созданные Эмилем Галле (1848-1904), выдающимся французским мастером, стали эталоном вплоть до начала Первой мировой войны, на несколько лет прервавшей развитие этого вида декоративно-прикладного искусства. В составе экспозиции две вазы с изображением орхидей работы Галле, которые сам автор относил к одним из лучших своих произведений. Они были преподнесены Александре Федоровне и Николаю II в Париже в 1896 году и являлись дорогими сувенирами, напоминавшими об удачно сложившейся первой совместной дипломатической поездке в статусе императора и императрицы всероссийских.

Предметы декоративно-прикладного искусства со вставками из стекла, среди которых карманные часы, миниатюрные флаконы для духов, пряжки, применяемые для декора обуви, и другие являются своеобразным дополнением экспозиции.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк) и Отделом истории русской культуры (Заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки Елена Анатольевна Анисимова, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Николаевна Панкова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX веков в собрании Государственного Эрмитажа»». Авторы вступительных статей к каталогу: Е.А. Анисимова (Западноевропейское художественное стекло XV–XX вв. «Поразительная красота форм…»), Т.Н. Панкова (От «диковинки» к шедевру. Русское художественное стекло второй половины XVII – начала XX в.).

www.museum.ru/N70956
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.05.2019  x    ?  


Выставочный проект «Мой Пушкин» во Всероссийском музее декоративного искусства

500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Индонезия. Территория вековых традиций. Из фотоархива Сергея Ковальчука

Александра Прегель: Путь в Россию

Подробности космоса. Персональная выставка Аси Феоктистовой

Моя жизнь. К 175-летию С.А. Толстой

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Выставка «Прекрасен наш союз»

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Выставка «Жизнь» в Культурном центре «Дом Озерова»

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Арт-проект «Между небом и землей». Часть I

Прошлое в настоящем. К 100-летию музея-усадьбы Кусково

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru