НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации

c 17 февраля по 31 мартаСанкт-Петербург
«Флора» (до реставрации). Франческо Мельци.Италия, Ок. 1520 г. Холст (переведена с дерева), масло. 76x63 см. Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания короля Виллема II в Гааге. © Государственный Эрмитаж
«Флора» (после реставрации). Франческо Мельци.Италия, Ок. 1520 г. Холст (переведена с дерева), масло. 76x63 см. Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания короля Виллема II в Гааге. © Государственный Эрмитаж
С 17 февраля 2019 года, после завершившейся реставрации, в Аполлоновом зале Зимнего дворца будет представлена картина «Флора» кисти Франческо Мельци (1493 –1570).

Эрмитажная «Флора», приобретенная в 1850 году из коллекции нидерландского короля Виллема II под именем Леонардо да Винчи, сохраняла эту атрибуцию до середины XIX века. Затем ее приписывали разным ученикам великого мастера: Бернардино Луини, Джампьетрино, Андреа Соларио; наконец, Андрей Иванович Сомов включил ее в каталог музея 1899 года как работу Франческо Мельци. «Флора» - лучший леонардеск в собрании Эрмитажа, созданная «самым образованным и утонченным» учеником Леонардо да Винчи.

Мельци изобразил богиню весеннего цветения и покровительницу растений Флору, образ, популярный в классической древности, откуда его охотно заимствовало искусство Возрождения. В античной мифологии Флора – супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений, которая питает и дает жизнь.

Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию, а в складках ее плаща видны жасмин и анемоны. Все растения наделены символическим смыслом: анемон – по-гречески ветер, аквилегия связана с плодородием, жасмин олицетворяет чистоту.

Франческо использует женский тип, характерный для миланского периода великого винчианца: нежный овал лица с правильными чертами, чистый высокий лоб, ровные дуги бровей, опущенный взгляд. На губах Флоры – характерная, едва уловимая «леонардовская» улыбка.

Тонкая ткань одежды, контрастируя с тяжелым плащом, перекинутым через левое плечо и закрывающим нижнюю часть тела, оставляет обнаженной левую грудь. Именно так, с одной обнаженной грудью, древние изображали Флору, символизируя тем самым материнский характер богини (Mater Florium).

Произведение создано в лучших традициях школы Леонардо да Винчи – мягкая прозрачная светотень, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения. Композицию в целом, как и отдельные детали, отличает аристократическая элегантность.

Реставрации предшествовало технико-технологическое исследование материалов и техники живописи картины. В современной реставрации обеспечить научный подход к процессу раскрытия произведений искусства помогает широкий спектр физико-химических исследований, призванных снабдить реставратора наиболее полной информацией о сохранности, технико-технологических особенностях и структуре картин, предостеречь от поспешных выводов и помочь с выбором деликатных методик с минимальной степенью воздействия на памятник.

Техническое состояние картины до начала реставрации не вызывало опасений, тогда как авторская, насыщенная цветом живопись, в результате многократных поновлений, была скрыта под толстым слоем разновременных сильно пожелтевших, местами помутневших лаков. Это искажало представление о колорите и нарушало цветовую гармонию композиции. Значительно потемнели старые реставрационные тонировки на поврежденных участках. Практически неразличимы были детали заднего плана. Накидка Флоры казалась плоским локальным сине-зелёным пятном.

Несмотря на то, что в XIX веке произведение Мельци было переведено с первоначальной деревянной основы на холст, раскрытие картины от поздних наслоений обнаружило хорошо сохранившуюся авторскую живопись лишь с незначительными утратами и потёртостями.

После снятия пожелтевшего лака, искажавшего весь колорит, раскрылся совсем иной, более холодный общий тон. Внизу полотна открылись справа и слева цветы, не видимые ранее из-за поздних записей. До реставрации фон выглядел единой плоскостью, после нее появилась глубина и стали различимы каменные плиты грота. Особую прелесть приобрел плющ благодаря прихотливой игре света и тени на его листочках. Явственнее стали восприниматься цветы, лежащие на коленях Флоры. Реставрация картины позволила выявить и природную насыщенность чистого ультрамарина, которым написана накидка Флоры. Будучи богатым человеком, Франческо Мельци мог позволить себе такую роскошь щедро пользоваться этой дорогой краской (традиционно, в качестве экономии, чистый ультрамарин наносили тонкими завершающими слоями по подготовительному из более дешевой краски – азурита).

Хранитель – Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Реставрация картины осуществлена Марией Вячеславовной Шулеповой, художником-реставратором первой категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет «“Флора” Франческо Мельци. К завершению реставрации» (СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. – 92 с. : ил.), авторы статей: Т.К. Кустодиева, К.Б. Калинина, М.В. Шулепова.

www.museum.ru/N72118
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2019  x    ?  


Выставка «Наш Крым» в музейном центре «Палаты»

"Два капитана": жизнь книги и ее героев

Ретроспективная выставка Владимира Лещенко "Свет - неземной" в Галерее А3

Графику Пикассо можно увидеть в Калининградском музее искусств

Международный проект «Шествие Золотого человека по музеям мира»: Золотой человек в Казани

29-й элемент. Скульптура, медная живопись, арт-объекты

Выставка «1839 год. Юная русская литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации

Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" в Русском музее

«Домой, в Россию»: выставка ко Дню Крымского референдума

Выставка "Вокруг вазы" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Лекция "Матвей Казаков и допожарная Москва" в "Школе наследия"

Выставка «Окские дали» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Вариации». Выставка произведений Ларисы Майоровой в библиотеке Российской академии художеств

Выставка «…Не осудите, братья, брата» в «Шолохов-Центре»

Открытые бесплатные лекции О.А. Юшковой «Композиция в живописи» в НИИ РАХ

Выставка "Резиденция русских монархов. Изображения коломенских дворцов" в Коломенском

«По Золотому кольцу»: камерная выставка к 5-летию Общекрымского референдума

Лекция М.Т. Майстровской «Современные тенденции и проекты экспозиционного дизайна» в НИИ РАХ

Конкурс методических работ

Выставочный проект «Кабинет и мир писателя»

Вечер памяти Сергея Юрского, Александра Бродского и Марии Вольпе в Музее Анны Ахматовой

Цикл лекций-бесед А.К. Якимовича «Страницы истории мирового искусства» в НИИ РАХ

Выставка Игоря Васильева "Фараон"

Всероссийская неделя детской книги в Российской государственной детской библиотеке

Конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

"Территория творчества" в Музее Кондратия Белова

Выставка основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида

Шестой Театральный фестиваль "Златая цепь" в музее Анны Ахматовой

Выставка «Птица-тройка и ее пассажиры» в Музее Анатолия Зверева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru