НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида

c 22 марта по 9 июняМосква
Вам хорошо! 1972 (Из серии «Соц-арт»). Фанера, масло. 45х65 см. Собрание Шалвы Бреуса
Художник. 1972. Доска, масло. 55х120 см. Собрание Владимира Петрова
TransState. 1977. Дерево, краска, металл, бумага. 200х120х120 см. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду
Дружба народов (№ 107). 1974. Картон, смешанная техника. 35х47,5 см. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Виталий Комар и Александр Меламид, конец 1990-х. Предоставлено художниками и Ronald Feldman Gallery
Московский музей современного искусства и Международный культурный фонд BREUS Foundation представляют выставку основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Проект станет их первой в России ретроспективой. В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

«Komar & Melamid» по жанру напоминает сборник цитат — произведений и документов, извлеченных из ключевых и самых известных проектов художников. Например, знаменитая серия соц-арта, давшая жизнь одному из главных направлений российского искусства, показана публике впервые практически во всей полноте именно так, как она была собрана на московской квартирной выставке 1974 года. Часть крупных и многосоставных проектов, среди которых, например, «Выбор народа» (1994-1995 гг.), представляющая любимые и нелюбимые картины разных наций и континентов, показаны на выставке в ММОМА эскизно, ограниченным количеством экспонатов. Сгруппированные по темам, эти фрагменты раскрывают общий смысл творческих усилий Komar & Melamid. Персонаж Komar & Melamid возник в искусстве, чтобы разрушить в СССР монополию соцреализма, в Западном мире — дискредитировать модернизм, и на обломках обеих ветвей искусства ХХ столетия наметить контуры нового интернационального стиля, отличительным свойством которого стала бы эстетическая и философская эклектика. Демонстрация этой программы стала ядром концепции выставки, разработанной Андреем Ерофеевым при участии Иосифа Бакштейна.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.

Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.

Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.

Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».

Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.

Посещение выставки «Komar & Melamid» станет еще увлекательней для тех посетителей, кто не представляет свою жизнь без музыки. Специально к выставке ММОМА совместно с Яндекс.Музыка разработали и составили плейлист коллективного автора Комара и Меламида. В нем найдутся отсылки как к произведениям и акциям художников, так и к конкретным периодам и эпизодам из их жизни. Послушать плейлист «Komar & Melamid» можно на основной странице Яндекс. Музыка и в приложении.

В рамках серии научно-популярных монографий о современных российских художниках «НОВЫЕ КЛАССИКИ» издательского проекта BREUS Publishing к выставке будет издана монография о творческом дуэте Komar & Melamid, написанная искусствоведом и куратором Кириллом Светляковым. Книгу можно будет приобрести в книжном магазине музея ММОМА ART BOOK SHOP.

Ретроспектива продолжит программу Московского музея современного искусства по проведению выставок ключевых отечественных авторов. В рамках проекта пройдут образовательные мероприятия, экскурсионные туры Расписание можно посмотреть на сайте mmoma.ru

Куратор Андрей Ерофеев

При участии Иосифа Бакштейна

Дизайн экспозиции: Ирина Корина, Илья Вознесенский

***

О художниках:

Виталий Комар (род. 1943, Москва) и Александр Меламид (род. 1945, Москва) знакомятся во время учебы в Строгановском художественно-дизайнерском училище (МВХПУ) в начале 1960-х. Их первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в 1967 году в кафе «Синяя птица» в Москве. Позже, в 1972 году, художники придумывают и разрабатывают концепцию нового направления в искусстве — соц-арт. В 1974 становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки». Первая зарубежная выставка Комара и Меламида, «Цвет — великая сила», проходит в галерее Рональда Фельдмана (1976, Нью-Йорк), через год после которой художники получают разрешение на выезд из СССР и через Израиль переезжают в США. 1980-90-е годы — период расцвета и признания авторов за рубежом. В частных галереях и музеях проходят выставки с участием Комара и Меламида, а их произведения приобретают, в частности, нью-йоркский MoMA, музей Метрополитан, Музей американского искусства Уитни. В 1999 году Комар и Меламид участвуют в Венецианской биеннале, экспонируя живопись слонов и «фотографии Микки» в павильоне России. В 2003 году проект Комар и Меламид перестает существовать.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 22 МАРТА — 09 ИЮНЯ 2019

АДРЕС: ММОМА, ПЕТРОВКА 25

www.museum.ru/N72367
Ваше мнение »»

»»Московский музей современного искусства
Адрес:город Москва, ул. Петровка, д. 25
Проезд:Здание на ул. Петровка, д. 25: ст. м. "Пушкинская". Здание в Ермолаевском пер. д. 17: ст. м. "Маяковская". Галерея "Зураб" Тверской бул., д.9: м. Пушкинская
Телефоны:(495) 694-2890, 231-4408
сайт:www.mmoma.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В Сарапуле отметят 110-летие старейшего музея Удмуртской Республики

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"Невавилонская библиотека"

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru