НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Монолог о раковине» в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»

c 27 апреля по 26 сентябряСанкт-Петербург
Кубок на дельфинах. Нидерланды или Италия. Середина XVII в. Раковина, бронза; гравировка, литье
Кубок на дельфинах. Нидерланды или Италия. Середина XVII в. Раковина, бронза; гравировка, литье
Кубок. Германия, Аугсбург (?). 1580-е. Раковина, серебро; литье, ковка, чеканка, золочение
Пороховница. Россия, Москва, Оружейная палата. Середина – вторая пол. XVII в. Раковина, серебро, медь; эмаль; резьба
Табакерка с изображениями раковин и кораллов. Франция, Париж. 1720–1730-е. Неизвестный мастер. Золото, перламутр; резьба, инкрустация travail pique, cloute d’or, чеканка, пунцирование
27 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» начнет работу выставка «Монолог о раковине». Более 150 произведений, охватывающих временной период с глубокой древности (первая половина IV тыс. до н.э) до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа, рассказывают о раковине - одном из красивейших созданий природы, и о том как в руках искусных мастеров она превращается в произведение искусства.

Раковины с древних времен играли важную роль для человека – в быту, религии, обрядах. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камней.

Самые ранние из экспонатов, датируемые первой половиной IV тысячелетия до н.э., служили статусными украшениями и оберегами. С развитием религиозных представлений раковины стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века.

В качестве художественного материала раковины применяли в глубокой древности, но наиболее ранние сохранившиеся изделия относятся к Средним векам. Средневековье оставило доказательство подобной художественной практики в виде предметов религиозного культа, среди них перламутровые образки, резные крестики, детали реликвариев, иконки. К подобным произведениям относится перламутровый образок-камея «Ангел с платом Вероники» (конец XV в., Нидерланды). В эпоху Возрождения в разных странах Европы мастера создавали великолепные камеи и кубки со сложными рельефными композициями, выявляя многослойность материала и его цветовую гамму. Свидетельством высокого мастерства резчиков служит камея «Геркулес и Антей» (ок.1526г.), созданная Людвигом Кругом, известным нюрнбергским ювелиром, работавшим с Альбрехтом Дюрером. Замечательным произведением является камея «Марс и Венера», созданная по мотивам рисунка Россо Фиорентино (1494-1540), итальянского живописца, работавшего в Париже при дворе Франциска I. Анонимный резчик мастерски передает изысканную утонченность композиции оригинала, выполненного в стиле маньеризма.

С XVI века привозимые из южных морей наутилусы и раковины турбо очищали до перламутрового слоя, и ювелиры помещали их в драгоценные оправы. Эти высоко ценимые изделия украшали королевские и царские сокровищницы, кабинеты и кунсткамеры любителей редкостей. На выставке представлены великолепные работы мастеров крупнейших центров ювелирного дела – Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама. Для создания оправ изделий мастера обращались к мифологическим сюжетам, связанным с морской стихией. Раковины каури, тридакны, турбо привлекали ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью. Из них создавали чаши, табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Раковины рог тритона, турбинела рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Пластичная и красивая форма раковины давала большие возможности для интерпретации ее при создании кубков, фонтанов, настольных украшений.

В конце XVII и особенно в XVIII столетии, кода раковина становится одним из основных мотивов стиля рококо, раковины турбо и каури широко использовались для создания чаш, пороховниц, табакерок (Пороховница, Россия, Оружейная палата Московского кремля середина-втора половина XVII в.; Чаша с портретом Яна Собеского, Польша, конец XVII в.; Пороховница, Турция, конец XVII в.; Табакерка, Германия конец XVII – начало XVIII вв.). Интересна группа табакерок из раковин тигриной каури, с композициями по мотивам французских гравюр. Оправы для них были сделаны в России, некоторые выполнены мастерами черневого дела Устюга Великого.

Очень мало сведений сохранилось о резчиках по раковинам. В историю вошла одна из известнейших фамилий – это голландская семья Беллекинов (Bellekin, Belkin, Belequin). На выставке демонстрируется кубок-наутилус (1660-е гг.), исполненный самым знаменитым представителем этой династии Корнелисом ван Беллекином.

Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее. В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины и служили украшением столов. Одним из ярких образцов подобных настольных украшений является фонтан, созданный в 1645–1650 гг. крупным аугсбургским серебряником Мельхиором I Гельбом.

Современные мастера также обращаются к раковине, видя в ней изысканный материал для создания художественных образов, или воспроизводя ее в разных материалах.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Автор концепции и куратор выставки ? Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке издательством «Славия» выпущен научный иллюстрированный каталог. Автор вступительной статьи Марина Николаевна Лопато.

Адрес: Ленинградская область, г. Выборг ул. Ладанова, д.1. Тел. (81378) 2-72-82

http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N72739
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru