НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Щукин. Биография коллекции

c 19 июня по 15 сентябряМосква
Гоген Поль. А ты ревнуешь. 1892. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гоген Поль. Сбор плодов. 1899
Клод Моне. Стог сена в Живерни. 1886. Государственный Эрмитаж
Руссо Анри. Нападение ягуара на лошадь. 1910
Винсент ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889
19 июня - 15 сентября 2019

Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание, Москва, Волхонка, 12.

Состав выставки - всего более 450 произведений: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы; среди них около 150 произведений живописи и скульптуры из коллекции Сергея Щукина, в том числе картины К. Моне (13 работ), П. Сезанна (7 работ), П. Гогена (13 работ), А. Матисса (24 работы), П. Пикассо (24 работы), А. Дерена (13 работ) и А. Руссо (5 работ).

ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет одну из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающую важнейшие художественные течения конца XIX - начала ХХ века. Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев - Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Задача выставки - показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединится на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, что станет ярчайшим событием для российской культуры.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций. Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Дмитрий Щукин - вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств - собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в значительной степени, сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию. Самый младший из братьев, Иван Щукин - все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок "Щукинские вторники" посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству. Не справившись с соблазнами французской столицы, Иван покончил жизнь самоубийством. На выставке будет показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину - из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания. Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранились только за счет их утраты - в каталогах аукционных распродаж.

Коллекция Сергея Щукина - ось выставки. Вкус Щукина сформировался не сразу. Многоплановость его пристрастий в первые годы собирательства демонстрирует диапазон интересов, достаточно типичный для московских предпринимателей той поры. Первые произведения импрессионистов, приобретенные в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. Каждое его новое увлечение - довольно резкий маневр. В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.

Центральная часть экспозиции - "реконструкция" коллекции Сергея Щукина, она воссоздает путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Каждому большому увлечению коллекционера посвящен отдельный зал.

Клод Моне и импрессионисты. После приобретения первой импрессионисткой работы в 1898 году ("Скалы в Бель-Иль" Клода Моне) на протяжении шести лет Щукин покупал картины представителей этого направления и собрал в общей сложности более 50 первоклассных полотен О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне.

Поль Гоген. Новое увлечение фиксировало резкий поворот в манере собирательства Сергея Ивановича. В этот период в доме коллекционера появились наполненные глубоким духовным содержанием таитянские картины Гогена. Композиция из плотно развешенных на стенах 16 полотен производила впечатление монументальной фрески. Плотность этого экспонирования, очевидно, была связана не только с характерной для того времени шпалерной развеской, но и с тем, что Щукин интуитивно понял синтетическую природу творчества Гогена. Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С.И. Щукина, назвал эту инсталляцию "гогеновским иконостасом".

Следующим увлечением Сергея Щукина стал Анри Матисс, в ту пору лидер фовизма - наиболее радикального из современных живописных течений. Собирая произведения А. Матисса, Щукин стремился следовать логике самого художника и выбирал элементарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: "Игра в шары" (1908), "Красная комната" (1908), "Нимфа и сатир" (1909). Кульминация этих покупок - декоративные панно "Танец" и "Музыка", которые и для художника, и для коллекционера были смелым решением и художественной декларацией. Во многом благодаря Сергею Щукину Россия располагает уникальной коллекцией раннего Матисса - московскому коллекционеру принадлежало 37 живописных произведений мастера.

Пабло Пикассо. Сергей Щукин - один из немногих в России, кто оценил этого художника, и стал крупнейшим в мире коллекционером его творчества. Он был обладателем 51 работы мастера, - больше в те годы не было ни у кого из частных собирателей. Будучи пристрастным и избирательным, Щукин оставлял целые периоды в творчестве мастера без внимания. Он отдавал предпочтение раннему Пикассо - радикальному и примитивному, обозначившему новое художественное направление - кубизм. Выполненные в коричнево-зеленой гамме, картины Пикассо были плотно развешены в небольшой комнате и производили колоссальное впечатление на публику.

В 1912 году Сергей Щукин приобрел полотна художника-самоучки Анри Руссо, которым восхищались парижские авангардисты. Последним увлечением коллекционера стал крупный французский художник Андре Дерен, значимость которого Щукин разглядел задолго до того, как его "распробовали" европейские коллекционеры и публика. В 1920-е Дерен стал очень востребованным, но полет вдохновения ушел. Щукин застал его творчество в самую яркую и интересную эпоху. Приобретения работ Дерена в 1913-1914 годах были сделаны на излете формирования коллекции. Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Ивановича во Францию положили конец его собирательской деятельности.

"Танец" Анри Матисса. Кульминационной точкой в развитии собрания является масштабное декоративное панно, выполненное по заказу Сергея Щукина. Эту картину, осмеянную, непринятую публикой, коллекционер сначала отказался забирать. Но веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к своему первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте - на лестнице. Щукин сделал "Танец" Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия. Архитектурное решение выставки воссоздает образ коллекции Сергея Щукина, которая располагалась в интерьерах его особняка. Панно "Танец" будет представлено отдельно в самом большом пространстве Пушкинского музея - в Белом зале, как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина и его собирательского мировоззрения.

К выставке изданы альбом-каталог и биография "Сага о Щукиных. Собиратели шедевров" (автор - Наталия Семенова), подготовлены образовательная и инклюзивная программы, разработан маршрут "По Щукинской Москве" для мобильного приложения "Узнай Москву".

Кураторская группа: Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков

Научный консультант выставки - Наталия Семенова

Приглашенный куратор выставки - Андре-Марк Делок-Фурко

Музеи-участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственный музей Востока, Музеи Московского Кремля, Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Музей изобразительных искусств (Будапешт).

___

Выставка "Щукин. Биография коллекции" будет проходить одновременно с проектом "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное" (19 июня - 29 сентября 2019, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Волхонка, 14), который представит одно из ведущих мировых собраний современного искусства. Две выставки выдающихся коллекций помогут зрителям проследить сходство и различие собирательских стратегий на рынке современного искусства в начале XX и XXI веков.

www.museum.ru/N73108
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.07.2019  x    ?  


Выставка "Именем французского народа..." в Музее истории религии

Мероприятия для молодых волонтеров в Куркиёки в рамках проекта "ИнтерАктивная История"

Выставка «Евангелие Исаака Бирева» в Музее имени Андрея Рублева

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

Выставка «Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы»

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Выставка макрофото "Большой портрет для маленькой компании" в Дарвиновском музее

Выставка «Прогулки с Толстым» в Ясной Поляне

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка живописи Леонида Астафьева в Ясной Поляне

Сальвадор Дали «Сюрреализм – это Я»

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка «Живописцы-современники на родине Крамского» в Ясной Поляне

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru