НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Константин Истомин. Цвет в окне

c 2 октября 2019 по 19 января 2020Москва
Константин Истомин. Лето. 1931. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент
Константин Истомин. Читающая женщина. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Вузовки. 1933. Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926. Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Зима (Надя). 1928. Государственная Третьяковская галерея
2 октября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается для посетителей выставка "Константин Истомин. Цвет в окне".

Выставка представляет около 100 работ К.Н. Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег».

Константин Николаевич Истомин (1887–1942) — крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.

Истомин разделил участь многих художников своего поколения, не соответствующих официальной доктрине и забытых зрителем. Память о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и кругу друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное наследие, а также теоретические работы (письма, лекции, конспекты бесед), которые они переписывали от руки. Большую роль в сохранении наследия сыграли В.А. Фаворский, А.Н. Тихомиров, И.В. Савицкий, В.В. Тарасенко, Ю.Д. Коровин, Е.Н. Орловская и многие другие. Большую роль в сохранении наследия художника сыграл Л.А. Казенин, ученик и товарищ Истомина, который сохранил и отреставрировал большое количество его работ.

Истомин с юных лет интересовался искусством. Получив образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока, где семья жила в связи с переводами отца по службе, он занимался и в художественных студиях. Наибольшее значение имели для него занятия в харьковской студии Е.Е. Шрейдера, жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши в Мюнхене.

По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в Московском университете на отделении истории искусств. Не окончив университетский курс, в 1913-м он был призван в армию, участвовал в боевых действиях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Истомин служил в артиллерийской дивизии на Румынском фронте, перенес контузию, ранение, тиф, отравление газами. После мобилизации в 1918 году он включился в художественную жизнь Москвы, оформлял город к революционным празднествам, работал в театрах. С 1921 года Истомин стал профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с преподаванием живописи. Почти все художники, получившие профессиональное образование в Москве в 1920–1930-е годы, прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном общении с учениками. Среди живописцев 1920–1930-х годов Истомин был наиболее последовательным проводником европейского опыта в художественном образовании, что было особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.

Для широкого круга зрителей имя Истомина долгие годы было неизвестно и открылось в 1960-е годы. На волне оттепели в 1961 году состоялась его первая персональная выставка, оказавшая большое влияние на художников и вызвавшая интерес искусствоведов. После экспозиции на Беговой его работы были показаны на юбилейной выставке к 30-летию МОСХа в Манеже, после чего картина «Вузовки» заняла свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Большая выставка Истомина состоялась в 1978 году. После нее большинство живописных произведений из собрания семьи Казениных были распределены по музеям СССР. В доме остались лишь немногие неотреставрированные холсты Истомина и почти вся его графика. Большинство работ из бывшего собрания Л.А. Казенина впервые были публично показаны только в следующем веке: на выставке «Возвращение Константина Истомина» в галерее «Ковчег» осенью – зимой 2008 года.

Многие произведения в силу неблагоприятных условий хранения требовали серьезной реставрации, и это обстоятельство отложило на многие годы проведение большой выставки Истомина. Сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание на личности художника, увидеть его произведения в современных выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ века.

Настоящая выставка открывается работами Истомина начала 1920-х годов. Ранние работы — учебные и фронтовые рисунки — не сохранились. В работах на крестьянскую тему — «Чаепитие», «Пряхи», «Жатва» — художник претворяет в жизнь уроки европейских мастеров. В эти же годы он начал писать обнаженную натуру. В 1929 году у Истомина появилась новая натурщица — Л. Короткова, бывшая танцовщица. Ее острый, яркий образ часто встречается в произведениях конца 1920-х — первой половины 1930-х годов: «Читающая женщина», «Перед зеркалом», «Вузовки». Рисункам, акварелям и темперам, запечатлевшим своеобразные черты модели, посвящен малый зал в экспозиции.

География произведений Истомина охватывает Кавказ и Крым. Здесь он лечился в летние месяцы и проводил практику со студентами. В 1928 году совершил поездку в Кабардино-Балкарию. Результатом стала серия горных пейзажей Уч-Кулана и портрет местной девушки в национальном костюме («Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.»).

В 1934 году Истомин отправился в творческую командировку на пароходе по Каме. Наблюдая жизнь на пристанях и берегах реки, художник заносит свои беглые впечатления в альбом, листы из которого представлены в экспозиции. Итогом этого путешествия стали картины «На Каме» и «Песня», посвященные жизни рыбаков.

Продолжая работать над тематической картиной, Истомин едет в Еникале под Керчью и проводит зиму 1935–1936 года в рыбачьем поселке. Сотни рисунков, акварелей и живописных этюдов, запечатлевших «сияющее море», закаты и восходы, причудливость береговой полосы Восточного Крыма с бухтами и маяками, привозит он из этого путешествия, так и не создав заказной картины. В дальнейшем художник работает в Феодосии, Коктебеле, Судаке и деревне Козы, где располагалась дача для летних практик студентов.

Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в московской мастерской художника. В 1921 году Истомин получил комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями» большинства произведений, написанных мастером в 1920–1930-е годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные контражуром, — любимый мотив в живописи Истомина. Этот же пластический мотив лег в основу картины «Вузовки».

Выставку сопровождает печатное издание «Константин Истомин. Цвет в окне». Помимо произведений живописи и графики в книгу включены статьи о творчестве Истомина и хроника его жизни, письма мастера и воспоминания его учеников. Все эпистолярные и мемуарные материалы публикуются впервые.

Кураторы:

Татьяна Андреевна Ермакова, заведующий отделом живописи I половины XX века Государственной Третьяковской галереи

Александра Ивановна Струкова, заведующий отделом графики XX века Государственной Третьяковской галереи

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в Третьяковскую галерею. При покупке билета онлайн выбирайте «Входной билет на экспозицию, Лаврушинский пер.,10».

www.museum.ru/N73900
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.12.2019  x    ?  


К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

О Родине, о доблести и славе...

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Знак в честь 115-летия Суворовского музея изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе

Этнические контакты и их последствия. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Олега Бородина "Пробуждение природы"

Презентация изданий Института литературы (Краков)

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Фестиваль детского творчества «Мой Павловск»

Выставка "Сказочное рождество" в Санкт-Петербургском музее хлеба

Интерактивная выставка «Вот так история!» в Фонтанном Доме

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

Вернисаж новых выставок в Арт-центре "Пушкинская-10"

Мероприятия Всероссийского музея декоративного искусства в рамках проекта "Русские сезоны" в Германии

47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия

Программа Музея истории ГУЛАГа на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой

ZooГрафика. Сергей Цигаль

Встреча с заслуженным художником России Анатолием Слепковым в Российской национальной библиотеке

Выставка «Времена года» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Миллионщики Злоказовы - лекция из цикла «Купцы старого Екатеринбурга»

Концерт «Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»

Рукописи известных деятелей науки и культуры на выставке в Российской национальной библиотеке

Андрей Платонов. Неизвестные материалы из архива Федора Левина

Выставка "Усадьбы Подмосковья" в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Программа участия Музея истории российской литературы имени В.И. Даля в ярмарке Non\fiction 2019


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru