НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эрмитаж – Году Рембрандта. «Падение Амана»: картина Рембрандта в зеркале времени

c 5 октября 2019 по 19 января 2020Санкт-Петербург
Падение Амана (Аман узнает свою судьбу). Рембрандт ван Рейн (1606-1669). Ок. 1660-1665. © Государственный Эрмитаж
Осуждение Амана. Ричард Хьюстон (1721/1722-1775). Бумага, меццо-тинто, сухая игла. © Государственный Эрмитаж
Триумф Мардохея. Рембрандт ван Рейн (1606-1669). Ок. 1641. Бумага, сухая игла. © Государственный Эрмитаж
Пир Эсфири. Школа Рембрандта. Кон. 1640-х? Холст (дублирован), масло. © Государственный Эрмитаж
4 октября 2019 года исполняется 350 лет со дня смерти великого художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Эта дата широко отмечается в Нидерландах и во всем мире.

Отдавая дань гению Рембрандта, Государственный Эрмитаж представляет после реставрации один из самых таинственных и впечатляющих шедевров своей коллекции - «Падение Амана». Открытие выставки «”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени» является знаковой частью программы Года Рембрандта в России.

Рембрандт ван Рейн - крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Рембрандт - великий гений светотени, непревзойденный мастер изображения человеческих эмоций, один из важнейших и изобретательнейших художников не только в Голландии XVII века, но и во всей истории мирового искусства.

Эрмитажное собрание живописных и графических произведений Рембрандта – одно из лучших в мире. В музее представлены все периоды творчества художника, начиная от ранних работ до произведений, созданных в последние годы жизни. Полотнам кисти мастера отведен целый зал, в музее хранится практически полное собрание его офортов. Отдельно в экспозиции представлены многочисленные работы его учеников (зал «Школа Рембрандта»).

«Падение Амана» (ок 1660-1665 гг.) – феноменальное по силе воздействия полотно, принадлежащее к позднему периоду творчества Рембрандта. Картина поступила в Эрмитаж в 1773 году, ее приобрела императрица Екатерина Великая у шотландского купца и арт-дилера Джона Блэквуда.

Центральный образ композиции - мужчина в богатом восточном одеянии - самый яркий и полный драматизма персонаж. Его бледное лицо с опущенными веками под сверкающим тюрбаном кажется осунувшимся, печать горестной покорности лежит на нем, поза отражает бессилие. Ладонь его руки прижата к груди, как случается в момент сильного душевного потрясения. Справа, в глубине картины - человек в царском облачении, слева – седобородый старец в простой одежде. Художник помещает центрального героя на границе между темным задним планом и освещенным передним; создается впечатление, что он покидает других участников сцены.

Образная сложность эрмитажного произведения, вызывающая богатые ассоциации, породила в прошлом разные гипотезы о его сюжете и датировке. С середины ХVIII века композиция была известна как «Падение Амана» («Осуждение Амана»), иллюстрирующая событие ветхозаветной Книги Есфирь. Книга рассказывает, как молодая царица Эсфирь и ее воспитатель Мардохей сумели предотвратить коварные планы всесильного фаворита царя Артаксеркса - Амана, замыслившего уничтожить всех евреев в Персии. В Голландии XVII столетия Книга Есфирь пользовалась большой популярностью. Жители Республики Соединенных провинций воспринимали триумф добродетели и падение тирана как параллель собственной борьбы против испанского владычества.

В XX веке вокруг сюжета картины развернулась оживленная дискуссия, были предложены и другие трактовки – «Давид и Урия», «Ионафан покидает пир Саула», «Иосиф отворачивается от братьев», но все они не нашли достаточно убедительных аргументов. Большинство специалистов сходятся на том, что Рембрандт изобразил Амана в момент, когда он слышит приказ Артаксеркса оказать высшие почести его главному врагу - Мардохею Иудеянину. Потрясенный Аман покоряется судьбе, понимая, что это начало его падения. Замысел и исполнение полотна соответствуют поискам приемов передачи сложных драматических эмоций, характерных для позднего Рембрандта.

Образную сложность композиции подчеркивают восточные мотивы, играющие важную роль в картинах голландского мастера. Мир экзотического Востока, каким его создает Рембрандт – это тонкое переплетение богатого творческого воображения, жизненных наблюдений и впечатлений, почерпнутых из художественных источников: гравюр и рисунков старых европейских мастеров, а также иллюстрированных книг о путешествиях на Восток, которые художник коллекционировал сам или встречал в Амстердаме.

Недавно завершившаяся реставрация картины «Падение Амана», освободившая ее поверхность от толстых слоев пожелтевшего лака и ретушей, позволяет более четко рассмотреть особенности авторской живописной техники, богатой тонкими цветовыми нюансами и выразительными фактурными мазками.

Многие исторические темы и сюжеты книг Ветхого Завета нашли свое отражение в произведениях Рембрандта и его современников. В составе экспозиции представлены офорт Рембрандта, известный под названием «Большая еврейская невеста», (ок. 1635), а также знаменитая гравюра «Триумф Мардохея» (ок. 1641), где художник изображает Амана на переднем плане. Посетители увидят картину одного из ранних рембрандтовских учеников Фердинанда Бола (1616-1680) - «Молодая женщина перед зеркалом» (Туалет Эсфири?), исполненную в 1640-х годах, и композицию «Пир Эсфири», принадлежащую кисти неизвестного художника школы Рембрандта.

Особое место на выставке занимает гравюра в технике меццо-тинто английского мастера Ричарда Хьюстона (1721/1722-1775) - «Осуждение Амана», исполненная по живописному оригиналу Рембрандта.

Неотъемлемой частью экспозиции являются произведения прикладного искусства стран Востока. Подобные образцы имели хождение на рынке Амстердама в эпоху Рембрандта. В инвентаре имущества художника (1656 г.) упоминаются старинные ткани, восточное оружие, экзотические одежды и другие предметы, которые Рембрандт использовал как реквизит при работе над историческими полотнами.

Реставрация картины проведена Виктором Анатольевичем Коробовым, художником-реставратором высшей категории, заведующим Лабораторией научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Т.А. Баранова).

Автор идеи, куратор выставки - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель голландской живописи XVII-XVIII веков.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Падение Амана”. Картина Рембрандта в зеркале времени» (2019).

Каталог предваряет вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Пурпурный плащ в темном пространстве».

Авторы статей каталога сотрудники Государственного Эрмитажа: И.А. Соколова («”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени»); В.А. Коробов («”Падение Амана”: исследования и реставрация картины Рембрандта»).

Научный редактор каталога – И.А. Соколова.

www.museum.ru/N73983
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2020  x    ?  


День славянской письменности и культуры в Музее С.А. Есенина

ГИМ онлайн: новые лекции и статьи от Исторического музея

Специальная онлайн-программа ВДНХ ко Дню славянской письменности и культуры

Московский модерн, гаражи Мельникова и архитектура Древней Руси. Онлайн-лекции Музея архитектуры

Музей сегодня и завтра: фонд Потанина проведет ежегодный форум "Музейный гид" онлайн

Открытый микрофон. Проект музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме к юбилею Иосифа Бродского

Музей русского импрессионизма продлевает выставку «Юрий Анненков. Революция за дверью»

Олайн-фестиваль тюльпанов на Елагином острове

Передвижная выставка «Блестящий сын златого века. Н.М. Карамзин и его эпоха» в Старой Ладоге

Неделя #НаединесПушкинским

Вышел в свет журнал «Мир Шолохова», посвящённый юбилею писателя

Неделя Кореи в музее Востока в рамках проекта #ВостокДома

Онлайн-экскурсии, интеллектуальная викторина, семинар о поиске репрессированных в Музее истории ГУЛАГа

Программа Фонда Потанина "Музей. Сила места" стала финалистом международного конкурса EFMD

Виртуальная выставка «Победу одержал народ. Плакат работал на Победу»

#ТретьяковкаДома: новости и расписание онлайн мероприятий


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru