НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Василий Поленов" в Новой Третьяковке

c 17 октября 2019 по 16 февраля 2020Москва
Василий Поленов. На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Пруд в парке. Ольшанка. 1877. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Ранний снег. 1891. Государственная Третьяковская галерея
Главный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи в новом сезоне — масштабная ретроспектива творчества Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), одного из наиболее крупных художников второй половины XIX – первой четверти XX века, открывшего пленэризм в русской пейзажной школе, предложившего новую трактовку евангельских сюжетов, ставшего предтечей искусства Серебряного века и воспитавшего плеяду ярких живописцев рубежа веков.

Экспозиция, приуроченная к 175-летию художника, открывается в главных выставочных залах музея вслед за юбилейной ретроспективой работ Ильи Ефимовича Репина, ровесника, соученика по Академии художеств и друга Поленова. Предыдущие монографические выставки мастеров прошли в Третьяковской галерее в 1994 году. Проекты 2019 года предлагают новым поколениям зрителей глубже ознакомиться с творчеством классиков русского искусства на современном этапе развития искусствознания, актуализируя идеи и смыслы, ранее не акцентировавшиеся интерпретаторами их наследия.

Уже с первых знаковых произведений Поленова конца 1870-х годов — «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (все — Государственная Третьяковская галерея) — в русское искусство вошли понятие «пленэризм», а также новые темы в живописи: с «Московским двориком» — тема радости и гармонии обыденной жизни, с «Бабушикиным садом» — тема дворянской усадебной жизни и красоты былого, а с «Заросшим прудом» — тема ухода от тягот жизни в мир природы. Все три пейзажа принесли Поленову неожиданный успех. Другие работы, показанные в Академии художеств на отчетной выставке после возвращения из пенсионерской поездки по Германии, Италии и Франции, отошли на второй план.

Однако художник усвоил опыт новейших западноевропейских течений в живописи — от открытий барбизонской школы до импрессионизма.

Предыдущая выставка произведений Поленова состоялась в Третьяковской галерее 25 лет назад. С тех пор выросли поколения зрителей, плохо знакомых с творчеством художника и видевших разве что картину «Московский дворик» в школьных учебниках. Организаторы настоящего проекта видят свою цель в том, чтобы показать творчество Поленова, мастера универсального дарования, во всем многообразии, представить все области искусства, к которым он обращался помимо живописи: театр, архитектуру, музыку. Всем им посвящены специальные разделы выставки, которая строится по тематическому и хронологическому принципам.

Одним из ключевых в экспозиции, помимо уже упомянутых пейзажей «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», стало монументальное полотно «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» 1887 года, предоставленное Русским музеем. Картина впервые более чем за 130 лет привезена в Москву. Она стала главным произведением в разделе «Евангельская тема в живописи Поленова», который занимает центральную часть экспозиционного пространства. Желая показать исторический характер евангельских событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, Поленов соединил в полотне традиции академической живописи и возможности реалистического искусства. Художник, по его словам, хотел дать в картинах на евангельские сюжеты «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. Как и на выставке 1994 года, в этом разделе максимально полно представлены картины, этюды и эскизы цикла «Из жизни Христа».

В экспозицию включены жанровые произведения и портреты мастера. Широко представлено его пейзажное творчество 1870–1910-х годов: от камерных композиций «пейзажного бытового жанра», как его определял сам Поленов, к панорамным картинам поздних лет, таким, как «Осень в Абрамцеве» (1890) и «Золотая осень» (1893, обе — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова).

Крупнейшие искусствоведы и историки искусства, начиная с Игоря Грабаря и Алексея ФёдороваДавыдова, считали творчество Василия Поленова «сложным и противоречивым». Причину этого они видели в разностороннем даровании художника. Поленов обладал живописным видением пленэриста, настолько точным, что по аналогии с абсолютным слухом у музыкантов его определяли как «абсолютное зрение», и одновременно даром декоративиста.

С ранних лет у него проявился интерес к архитектуре, который в зрелые годы вылился в новаторские проекты Василия Дмитриевича. Построенная по проекту Поленова и Васнецова в усадьбе Мамонтова Абрамцевская церковь стала первым зданием в неорусском стиле, который позднее представлял собой важную часть русского модерна.

Человек артистичный, Поленов особенно хорошо чувствовал и понимал, как устроены театральные постановки. Это позволило художнику выступать в качестве актера, режиссера и декоратора в домашних спектаклях Абрамцевского художественного кружка и в Русской частной опере С.И. Мамонтова. Он стал родоначальником нового направления в русском театрально-декорационном искусстве рубежа XIX–XX веков и совершил переворот в постановках спектаклей национального оперного репертуара, в то же время принимая участие в создании народных театров. Василий Дмитриевич обладал хорошим голосом, был талантливым инструментальным исполнителем и, пожалуй, единственным живописцем, кто постоянно сочинял музыку: симфонические и духовные произведения, романсы, квартеты и даже оперы. При этом его картины зрители нередко называли «музыкальными».

Кураторы выставки произведений Василия Поленова впервые обратились к его педагогической деятельности, занимавшей особое место в жизни художника. Этому посвящен раздел «В.Д. Поленов в кругу учеников». В 1882–1895 годах Поленов руководил классом пейзажа и натюрморта (факультативно) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Новаторство Поленова в разных областях искусства, значение его универсализма становятся наиболее очевидны в оценке творчества его учеников — московских живописцев 1880–1890-х годов. Поленова называли «рыцарем красоты» и «идеалом духовного аристократизма». Для молодых художников была привлекательна сама его личность, «единственного, в полном и лучшем, не одиозном смысле слова, джентльмена-европейца и аристократа», как писал Л.О. Пастернак.

Потомок старинного дворянского рода, Василий Дмитриевич стал своеобразным связующим звеном между искусством романтизма начала XIX века, передвижничеством и неоромантизмом рубежа XIX–XX веков. Эта связь с прошлым, с предшествующей эпохой наложила отпечаток на всю деятельность мастера и оказалась творчески необходимой новому поколению художников, входивших в искусство ХХ века.

Василий Поленов был просветителем и гуманистом. Он доказал своей жизнью, что служение искусству и желание совершенствовать мир помогают пережить любые потрясения. Поленов был добровольцем на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в 1890-е основал в своей усадьбе в Борке первый музей в деревне, в 1920-е сделал для просвещения местных крестьян световой театр-диораму «Путешествие вокруг света». Она предоставлена на экспозицию Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова, и на выставке диораму можно посетить по сеансам.

К выставке подготовлены обширная образовательная программа и многочисленные издания, среди которых иллюстрированный альбом-каталог, альбом «Василий Поленов» из серии «Художник в Третьяковской галерее» и другие.

Коллекции-участники: 14 музейных собраний и 4 частных российских коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Ульяновский областной художественный музей, Самарский областной художественный музей и другие собрания.

Куратор выставки: Элеонора Пастон

Помощник куратора: Дарья Манучарова

Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев

www.museum.ru/N74035
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 12.11.2019  x    ?  


Исключительная по составу участников конференция открылась в Музеях Московского Кремля

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

Фотовыставка "Цвет времени" в музее Н.А. Римского-Корсакова

Огни Екатеринбурга: Вечер музеев – 2019

Персональная выставка Бориса Мессерера в Доме-музее А.Н. Островского

Музыкальные вечера в Музее Серебряного века - ноябрь 2019

Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца» в Царицыне

Геймран Баймуханов. Живопись

Фонд Потанина на Петербургском культурном форуме: партнерские проекты и экспертные обсуждения

Выставка Андрея Баландина "Никиткины сны" в Художественном музее Эрнста Неизвестного

К 95-летию со дня основания музеев «Пресня» и «Подпольная типография»

Выставка "Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры" в Государственном историческом музее

Школа наследия. Современная церковная архитектура и наследие

Выставка «Художники Омска. Избранное»

Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже

Выставка «Дега. La Suite» в KGallery

“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

«Умный город» - «умные медиа»: панельная дискуссия в рамках Международного культурного форума

Выставка "Благотворители и меценаты театра Императорской России" в Мариинском театре

Моне, ван Гог, Матисс и Гоген возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея

Лермонтовский семинар на Малой Молчановке

Выставка «Жизнь среди снега и льда» в Дарвиновском музее

«Халатные» чтения. Иван Бунин

Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Музее имени Андрея Рублева

Открытие выставки «„Кружение сердец“. Рассказ о семейных драмах» в Доме-музее А.И. Герцена

Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» в Таганроге

Тактильная экспозиция "Книга природы" в Новой Третьяковке

Форум "Корпоративный музей". Итоги

Выставка «Снаряд для глажения одёжи, или об истории утюга» в Измайлове

Валаам: 200 лет в русской живописи


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru