НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Радость для всех чувств». Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

c 18 октября 2019 по 19 января 2020Санкт-Петербург
Закуска (Фарфоровая чаша с апельсинами и лимоном). Юриан ван Стрек. 1632–1687. Голландская школа. Холст, масло. 40 х 59
Закуска. Виллем ван Алст мастерская. 1626–около 1683.  Холст, масло. 57 х 48,5
Попугай на тыквах. Микеланджело дельт Кампидольо (Микелн Паче). (1625-1669). Холст, масло. 113,5 x 95
Цветы. Юстус ван Хейсум (I). 1659 -1716. Голландская школа. Холст, масло. 83,5 х 59,5
Букет цветов в вазе. Симон Сен-Жан. 1818-1860. Французская школа. Холст, масло. 47 х 38
18 октября 2019 года в Оренбургском областном музее изобразительных искусств открывается выставка «”Радость для всех чувств”. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа». В составе экспозиции, посвященной одному из самых интересных жанров живописи, – натюрморту - более сорока произведений ведущих художественных школ Западной Европы XVI-XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции.

Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяет продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве.

Основу экспозиции составляют работы голландских и фламандских живописцев, являющихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи.

Изображения объектов «живой» и «неживой природы» ? цветов, плодов, дичи, рыбы, домашней утвари – это образцы «классического» старого европейского натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии. В это время молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал свой «золотой век». Термин «nature morte» (буквально – «мертвая природа») вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. В XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В 1650 году в голландском языке появилось и собирательное понятие «stilleven». Первоначально под ним подразумевали только «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», поскольку в XVII столетии слово «leven» имело два значения: «жизнь» и «модель», но со временем второе значение слова «leven» забылось, и «stilleven» стали понимать как «тихую жизнь». В наибольшей степени термину «stilleven» отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», «десерты», представляющие собой варианты созданного голландскими живописцами XVII века типа картины, в которой накрытый стол со скромной или изысканной едой становится главным объектом изображения. Элегантные композиции двух видных голландских художников эпохи «золотого века» – «Закуска» Виллема ван Алста (1625/26-ок.1683) и «Десерт» Баренда ван дер Мера (1659-между1692и1702), показанные на выставке, помогают составить представление об особенностях камерного настольного натюрморта.

Мастера «золотого века» натюрморта любили изображать изделия из серебра, китайского фарфора, изящно украшенные бокалы, стеклянные сосуды для вина и экзотические фрукты. Подобные композиции получили название «роскошный натюрморт», демонстрирующий богатство, великолепие, изобилие. Среди них картина «Омар, устрицы и фрукты на столе» кисти фламандского живописца Иориса ван Сона (1623-1667).

Другим распространенным в XVII столетии видом натюрморта является «Vanitas» (лат. «суета сует») – аллегорическая композиция, главным элементом которой являлся человеческий череп – напоминание о быстротечности жизни, бренности материальных благ. Представленный на выставке «Череп в нише» немецкого живописца Бартоломеуса Брейна Старшего (1493-1555) позволяет показать истоки самой темы «vanitas» в европейском искусстве.

Мысли о конечности земного существования входят и в образную структуру других видов натюрморта, например, «ночного» натюрморта, образцом которого является картина Кристиана Янса ван Стрипа (1633\34-1673) «Цветы, бабочки и ящерица».

XVI-XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. На заре его становления на рубеже XVI-XVII веков картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин, наслаждаться видом прекрасных растений даже зимой.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Демонстрация щедрости итальянской природы, изобилия даров благодатного южного лета – вот их содержание. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Мальтезе (ок.1611-1654).

Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны - главной специальности в семье неаполитанских художников Рекко, явившихся основателями данной разновидности натюрморта в итальянской живописи, которая представлена на выставке также великолепной работой венецианского живописца Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена в кухне».

По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века. Картинам, созданным во второй половине XVII столетия и получившим распространение в ряде европейских художественных школ, демонстрирующим битую дичь, свойственна символичность и обращение к теме «vanitas» («Натюрморт с битым зайцем» Петера Снейерса (1681-1752), «Битая дичь в пейзаже» Аллесандро Гори, «Битые птицы» Филиппа Фердинанда де Хамильтона (16401750)).

В XVIII веке декоративные тенденции одерживают верх, как, например, в «Натюрморте с битым зайцем и фруктами французского живописца Франсуа Депорта (1661-1743). Начиная со второй половины XVIII века, бытовые черты активно проникают в натюрморт («Натюрморт с тарелкой и куском сырого мяса» и «Натюрморт с оплетенной бутылью» Карло Маджини (1720-1806)), который, постепенно утрачивая иносказательное начало, присущее многим его разновидностям в пору «золотого века», все больше сближается с бытовым жанром, как, например, в картине «Старик за едой» немецкого живописца Бальтазара Деннера (1685-1749).

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа, заведующий Сергей Олегович Андросов.

Куратор выставки Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Автор вступительной статьи к каталогу «Радость для всех чувств» Н.И. Грицай. Авторы аннотаций сотрудники Государственного Эрмитажа: И.С. Артемьева, А.А. Бабин, Т.Б. Бушмина, М.П. Гарлова, Н.И. Грицай, Е.В. Дерябина, И.А. Соколова.

www.museum.ru/N74117
Ваше мнение »»

»»Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Адрес:Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Каширина, 29
Проезд:Общественным транспортом до ост. "Драматический театр" (авт. №№ 45, 56, 51) или "ул. Кирова" (авт. №№ 26, 39)
Телефоны:(3532) 77-21-92 (спр.), 77-64-83 (экс.бюро)
сайт:www.omizo.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 12.11.2019  x    ?  


Исключительная по составу участников конференция открылась в Музеях Московского Кремля

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

Фотовыставка "Цвет времени" в музее Н.А. Римского-Корсакова

Огни Екатеринбурга: Вечер музеев – 2019

Персональная выставка Бориса Мессерера в Доме-музее А.Н. Островского

Музыкальные вечера в Музее Серебряного века - ноябрь 2019

Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца» в Царицыне

Геймран Баймуханов. Живопись

Фонд Потанина на Петербургском культурном форуме: партнерские проекты и экспертные обсуждения

Выставка Андрея Баландина "Никиткины сны" в Художественном музее Эрнста Неизвестного

К 95-летию со дня основания музеев «Пресня» и «Подпольная типография»

Выставка "Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры" в Государственном историческом музее

Школа наследия. Современная церковная архитектура и наследие

Выставка «Художники Омска. Избранное»

Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже

Выставка «Дега. La Suite» в KGallery

“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

«Умный город» - «умные медиа»: панельная дискуссия в рамках Международного культурного форума

Выставка "Благотворители и меценаты театра Императорской России" в Мариинском театре

Моне, ван Гог, Матисс и Гоген возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея

Лермонтовский семинар на Малой Молчановке

Выставка «Жизнь среди снега и льда» в Дарвиновском музее

«Халатные» чтения. Иван Бунин

Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Музее имени Андрея Рублева

Открытие выставки «„Кружение сердец“. Рассказ о семейных драмах» в Доме-музее А.И. Герцена

Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» в Таганроге

Тактильная экспозиция "Книга природы" в Новой Третьяковке

Форум "Корпоративный музей". Итоги

Выставка «Снаряд для глажения одёжи, или об истории утюга» в Измайлове

Валаам: 200 лет в русской живописи


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru