НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Юрия Холдина "Дионисий в XXI веке"

c 15 ноября по 15 декабряМосква
Выставка Юрия Холдина ''Дионисий XXI века''
Проект "Свет фресок Дионисия - миру"

Выставка "Дионисий в XXI веке"

15 ноября - 15 декабря 2019 г.

Авторские экскурсии Екатерины Даниловой

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина". Адрес: Москва, Гагаринский пер. 4/2

Запись на экскурсии через сайт www.dionisy.ru или по тел.8 (910) 426-81-45

Возможность видеть фрески Дионисия, созданные во второй половине XV века, так, как не удаётся рассматривать в стенах самого собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря - одна из наиболее притягательных сторон проекта "Свет фресок Дионисия - миру". Оба предмета экспозиции - фотографии и фрески настолько гармонично сосуществуют, что не укладывается в привычное понятие "фотовыставки". Для ценителей древнерусского искусства это уже долгие годы - единственная возможность не просто доступа, а глубокого приобщения к национальной святыне, не выезжая за пределы Москвы. Сами фрески, включённые в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположены в Вологодской области, в 570 км от Москвы, завершают собой эпоху небывалого расцвета иконописного искусства Святой Руси. Выставка, охватывающая круг ключевых тем и образов Ферапонтовского цикла Юрия Холдина с постоянными лекциями-экскурсиями искусствоведа Екатерины Даниловой будет работать в течение месяца в выставочном зале "В доме Нащокина".

Юрий Холдин, оказавшийся в середине 90-х годов в далёкой от культурных центров вологодской глубинке в поисках образа, способного передать особое состояние переживаемого времени, вдруг почувствовал именно там, как он может это сделать. Сделать как мастер фотоискусства, как искушённый, хорошо знавший дело издатель. Удивительно, что не на баррикадах вокруг Белого дома, а рядом со скрытым от шумных толп шедевром, он уловил "нерв" времени. В 1994-м он увидел знаменитые фрески впервые воочию и был настолько впечатлён открывшимся лично ему чудом, что это перевернуло всю его дальнейшую жизнь. Через год он вернулся снова в Ферапонтово с осознанным решением начать никому тогда не понятный, никем не поддерживаемый титанический труд.

Воспринятое послание Дионисия, он ощутил как особую миссию - показать широкой публике то, что человек в Ферапонтово не увидит даже при благоприятных условиях. Не увидит не только потому, что многие композиции высоко и теряются в сложном объёмном архитектурном пространстве древнерусского храма, не только потому, что по причине сохранности доступ ограничен временем короткой экскурсии. Вопрос был не в технической только стороне вопроса - гораздо глубже. Фрески существуют в условиях постоянно меняющегося света. А это и стало главной проблемой представления этого памятника едва ли не с начала ХХ века. Потому что это требовало осмысленного восприятия. Почти столетие с момента обращения внимания общества на это уникальное произведение не только как на "реликт, канувшей в лету культуры", а как на предмет высочайшего искусства, мысль самого Дионисия оставалась за полем зрения тех подходов, которые возобладали в работе с ним - техническая съёмка и копирование.

Юрий Холдин: "Фрески живут в световоздушной среде храма. Повторение их на языке живописи - по крайней мере, странная затея. Это невозможно. Копиист хочет повторить Дионисия, но у них разные мироощущения, вера, чувства, энергетика, темперамент, мазок... Искусство не может ставить перед собой задачу копировать другое искусство по определению. Произведения фотоискусства не претендуют на то, чтобы быть фресками Дионисия. Но как ни парадоксально, только это искусство может максимально точно донести до зрителя особенности фресок и окружающего их мира".

Что же касается фотографии, до Холдина фотографы исключали переменчивость дневного света, снимая фрески ночью при искусственном свете холодного спектра. Отсутствие взгляда художника, колориста при таком подходе, разрушило те смысловые акценты, которые раскрываются при естественном дневном освещении. Холдин впервые дерзнул работать с дневным светом, добиваясь ровного, однородного освещения, чтобы создать в огромном цикле, из более чем трёхсот работ, эффект одномоментного погружения зрителя в пространство собора. Постоянно экспериментируя, он нашёл особые приёмы, чтобы донести в своих фото-фресках едва уловимый глазом "нематериальный свет" стенописного шедевра. И определяюшим в работе оказался найденный им полуденный, возникающий в диапазоне литургического времени камертон освещённости, при котором раскрывается колористическая гармония и возникает ощущение теплоты, которая обволакивает всякого человека, попадающего в пространство собора.

Сегодня зрителю выставок Холдина, открывших новый этап изучения времени и творчества Дионисия, доступно то, что не могли видеть даже его современники. Хотя, в отличие от нас, надо признать, что они были более просвещены. Нам же необходимы подчас немалые внутренние усилия, чтобы войти в мир его образов. Вторая составляющая проекта - лекции - будет помогать пройти зрителям этот путь.

Для выставки отобраны работы, позволяющие одновременно погрузиться в полноту и последовательность Ферапонтовского замысла Дионисия, проследить его логику, рассмотреть малодоступные композиции "глаза в глаза". При этом сохраняется сюжетная основа выставки, задуманная Юрием Холдиным. Свет, воздух, атмосфера, целостный образ древнерусского собора с несравненной стенописью в осмысленном взгляде мастера светописи обретают в пространстве современной культуры новую жизнь.

www.museum.ru/N74239
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.12.2019  x    ?  


К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

О Родине, о доблести и славе...

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Знак в честь 115-летия Суворовского музея изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе

Этнические контакты и их последствия. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Олега Бородина "Пробуждение природы"

Презентация изданий Института литературы (Краков)

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Фестиваль детского творчества «Мой Павловск»

Выставка "Сказочное рождество" в Санкт-Петербургском музее хлеба

Интерактивная выставка «Вот так история!» в Фонтанном Доме

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

Вернисаж новых выставок в Арт-центре "Пушкинская-10"

Мероприятия Всероссийского музея декоративного искусства в рамках проекта "Русские сезоны" в Германии

47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия

Программа Музея истории ГУЛАГа на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой

ZooГрафика. Сергей Цигаль

Встреча с заслуженным художником России Анатолием Слепковым в Российской национальной библиотеке

Выставка «Времена года» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Миллионщики Злоказовы - лекция из цикла «Купцы старого Екатеринбурга»

Концерт «Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»

Рукописи известных деятелей науки и культуры на выставке в Российской национальной библиотеке

Кирилло-Белозерский музей-заповедник на V Международном форуме литературных музеев России

Андрей Платонов. Неизвестные материалы из архива Федора Левина

Выставка "Усадьбы Подмосковья" в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Программа участия Музея истории российской литературы имени В.И. Даля в ярмарке Non\fiction 2019


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru