НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Томас Гейнсборо»: главные произведения из собраний Великобритании

c 3 декабря 2019 по 1 марта 2020Москва
Томас Гейнсборо, ''Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом'', ок. 1779-1985, 234 х 154,2 см, DPG316. Dulwich Picture Gallery, London
Томас Гейнсборо, ''Портрет Томаса Хибберта'', 1785 © Private collection, UK, on loan to Gainsborough's House, Sudbury, Suffolk
Томас Гейнсборо, ''Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа'', ок. 1750 © Gainsborough's House, Sudbury, Suffolk and Tate, London
Томас Гейнсборо, ''Портрет девочки'', фрагмент, ок. 1744. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Томас Гейнсборо, ''Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда'' (1754-1788), ок. 1785. Передано в Дом-музей Гейнсборо, Саффолк на долгосрочное хранение из частной коллекции
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка «Томас Гейнсборо».

Выставка позволит познакомиться с творчеством выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III и наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, перевернувшего мир британского искусства. В экспозиции будет представлено около 100 произведений из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Среди уникальных экспонатов из Великобритании – парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.

Томас Гейнсборо (1727–1788) по праву считается одним из самых важных английских художников XVIII столетия. Именно его портреты формируют наше представление о британском обществе той поры, воплощают культурные идеалы британской аристократии. Открывающаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка предоставляет уникальную возможность увидеть лучшие произведения художника из собраний Великобритании. Помимо таких давних партнеров ГМИИ, как Лондонская Национальная галерея, Галерея Тейт или Королевская академия художеств, в проекте приняли участие музеи, впервые сотрудничающие с Россией. Это Дом-музей Гейнсборо в Садбери, владеющий обширным собранием ранних работ мастера; Музей Холбурн в Бате, где на протяжении пятнадцати лет жил и работал художник; лондонская Картинная галерея Далич, обладающая блестящими образцами портретной живописи Гейнсборо.

Творчество Томаса Гейнсборо развивалось в период, когда британская культура переживала возрождение, коснувшееся не только изобразительного искусства, но также театра, музыки и литературы. Именно эпоха Гейнсборо окончательно сформировала английскую школу живописи. Большую роль в сложении художественного языка Томаса Гейнсборо, помимо учителей в лондонской Академии Святого Мартина, которую возглавлял великий Уильям Хогарт, сыграли ведущие представители живописных школ континентальной Европы. На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник, президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс. Творчество Томаса Гейнсборо сыграло решающую роль в процессе формирования британской школы живописи.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящена становлению и развитию художественного стиля Гейнсборо, который претерпел серьезные изменения благодаря знакомству художника с искусством европейских старых мастеров.

Первый раздел выставки представляет ранние работы художника, созданные вскоре после того как молодой мастер, прошедший обучение в Лондоне, вернулся в родной Саффолк. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло. В этот период французские мастера были востребованы в Великобритании. Под влиянием рокайльных пасторальных композиций Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и сообщить формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.

В этот же период Гейнсборо начал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры – следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.

Вторая часть экспозиции посвящена камерным портретам мастера. Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. В этой сфере Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками, тем более, что британские заказчики нередко обращались к разным портретистам. Помимо полотен Томаса Гейнсборо, в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британских художников – современников мастера.

К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы, от скромных провинциальных мастеров до признанных академиков. И здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей.

Если ранние портреты Гейнсборо характеризуются жизненной правдивостью и некоторым лаконизмом, присущим хогартовскому стилю, то в дальнейшем мастер создал целую галерею мужских и женских образов, проникнутых почти бестелесной легкостью и тонким лиризмом.

В Белом зале экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейснборо, в том числе, портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них – композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также будут показаны на выставке.

В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличает свобода и легкость живописной манеры. В эти годы художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев – Петера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura – кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство. В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Томаса Гейнсборо.

Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» – копия с масштабного полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года. Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира – изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался подобным сюжетам. Очевидно, для обоих живописцев этот сюжет был по-своему важен. Рубенс сделал много эскизов к «Снятию с креста», показывающих, как долго он подходил к этой работе. Один этих из эскизов, принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, будет представлен на выставке.

Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям Томаса Гейнсборо и другим медиа, к которым обращался мастер, всю жизнь увлекавшийся различными художественными экспериментами. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, столь необходимой для его художественной практики; он непрерывно открывал новые возможности рисунка. Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле. Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До сегодняшнего дня сохранилось только десять подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.

Выставка произведений Томаса Гейнсборо продолжает цикл экспозиций, представляющих британское искусство. В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже состоялись проекты, посвященные творчеству Уильяма Тёрнера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Обри Бердслея (2014), а также художников Лондонской школы (2019).

Выставке будет посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо», который пройдет в музее с 1 по 23 декабря.

www.museum.ru/N74432
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 27.09.2020  x    ?  


Арт-перформанс, посвящённый 125-летию со Дня рождения С.А. Есенина

Выставка «Наследник российского престола. Воспитание Петергофом» в Богородицке

Открытие выставки «Энергия жизни» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка Московской международной биеннале «Золотая пчела» в Новой Третьяковке

Персональная выставка Евгения Чернышёва "Цвет Ы"

Выставка работ Валерия Кононенко "Избранное. Графика. Скульптура"

Участие Астраханской картинной галереи в проекте «Рыцарь мечты. Виктор Борисов-Мусатов»

Выставка «Художник на изоляции. Фотограф в теме»

Тематическая неделя "Памяти Ф.Г. Углова" в Военно-медицинском музее

Выставка «Музыка моря»

Презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР»

"Мои Соловки" распахивают двери

Выставка произведений Павла Тураева «Изоморфная трансформация» в Российской академии художеств

«Прометей космического века» - к 80-летию со дня рождения Булата Галеева

"Театр художника Серебровского" в Доме-музее А.Н. Островского

Выставка «Шумовые машины»: открываем тайны звука

#СобачкаВоскресная в Пушкинском: книга Сурии Садековой и новый музейный маршрут

Выставка «32 августа» для тех, кто не хочет расставаться с летом

90 лет образования ГУЛАГа

Мероприятия Санкт-Петербургского музея хлеба в рамках X Форума малых музеев

«Жизнь подарила увидеть…» - выставка кинооператора и фотохудожника Анатолия Заболоцкого в Вологде

Человек державный. К 95-летию со дня рождения Петра Оссовского

Соглашение о сотрудничестве между Центральным музеем железнодорожного транспорта и СПБГУ

Фестиваль науки 2020 в Дарвиновском музее

Зарисовки уголков Сибири

Выставка Евгения Молева "Над Русью облака"

«Выход из тени» - выставка произведений из коллекции Русского музея в Курске

История одного экспоната. Е.А. Киселева. Автопортрет «У себя»

Максим Дюсьметов. Живопись. Графика


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru