НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Мария Якунчикова-Вебер» в Третьяковской галерее

c 14 октября 2020 по 24 января 2021Москва
Якунчикова-Вебер М.В. Цветущее дерево. 1899 г. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея
М.В. Якунчикова-Вебер. Окно. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея открывает экспозицию произведений одной из самых талантливых и драматичных фигур в русском искусстве рубежа XIX-XX веков - Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер (1870-1902), чье имя до сих пор мало известно в России.

Состав выставки: около 200 экспонатов - более 60 живописных работ, свыше 60 пастелей, офортов, акварельных этюдов; около 10 произведений декоративно-прикладного искусства; мемориальные фотографии, архивные документы, старинные издания

Кураторы: Ольга Атрощенко, Елена Теркель

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный мемориальный историкохудожественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Государственный Русский музей, Нижнегородский государственный художественный музей,Ярославский художественный музей, Ивановский областной художественный музей, Российский музыкальный музей музыки, Музейно - выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим", коллекция Петра Авена, частные собрания.

На юбилейной выставке творческое наследие художницы впервые за последние 115 лет представлено в полном объеме: живопись, графика, пастели, офорты, произведения декоративно-прикладного искусства. На выставке впервые экспонируется ряд уникальных фотографий из крупного фотоархива, переданного в дар Третьяковской галерее наследниками художницы.

Мария Якунчикова-Вебер - яркая представительница эпохи Серебряного века, одна из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Она обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем - в знаменитой Академии Родольфа Жюлиана в Париже, а позднее - в мастерской гравера Эжена Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта. Якунчикова-Вебер с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приемов выжигания по дереву.

Нынешняя экспозиция в Третьяковской галерее - вторая за 115 лет ретроспектива работ художницы в Москве. Осуществить ее позволило важное событие - поступление в 2010-х годах в российские музеи большого числа произведений, уникальных фотографий и архивных документов из коллекции Александра Александровича Ляпина (1927-2011), внука Василия Поленова и внучатого племянника Марии Якунчиковой-Вебер. Мария Якунчикова-Вебер и ее муж Лев Вебер были фотографами-любителями. Большинство фотографий сделано Львом Вебером, на многих из них запечатлена Мария Васильевна. Уникальные негативы и позитивы, долгие годы хранившиеся в швейцарском доме Веберов в Шен-Бужери, как и многие фотоснимки и архивные документы, выставляются впервые.

В экспозицию вошли работы Якунчиковой-Вебер из собрания Третьяковской галереи, которые Совет Галереи приобрел в 1910 году по инициативе Ильи Остроухова у мужа художницы. Остальные экспонаты выданы для выставки музеями-партнерами проекта.

Экспозиция состоит из семи разделов и вводного зала, в котором предпринята попытка воссоздать атмосферу дворянской усадьбы. В разные годы жизнь художницы протекала в усадьбах, принадлежавших ее родителям, - Введенском, Мореве, Черёмушках, а также в тех местах, где предпочитали отдыхать ее старшие братья и сестры: Жуковке, Любимовке, Наре, Борке. Величие старинной архитектуры и красота барских парков накладывали отпечаток на искусство, образ жизни и манеру поведения Марии Якунчиковой-Вебер. По мнению современников, ее, принадлежавшую к купеческому роду, отличало от всех многочисленных родственников дворянское самосознание. Особое влияние на развитие эстетического идеала Марии оказало Введенское. Продажа усадьбы в 1884 году ускорила взросление художницы и во многом определила содержание представленных на выставке работ, навеянных ностальгией по ушедшей эпохе.

В экспозиции произведения Марии Якунчиковой-Вебер собраны в тематические блоки, выстроенные в соответствии с динамикой творческого развития художницы: от первых пленэрных опытов до обращения к символизму и модерну. Отдельно экспонируются работы в технике выжигания, книжная графика и офорты. В произведениях Якунчиковой-Вебер начиная с 1890-х годов органично сплелись импрессионизм, модерн, символизм, элементы зарождающегося экспрессионизма и ярко выраженные черты национального стиля.

Большую роль в творческом развитии Якунчиковой сыграла дружба с семьей Поленовых. В зимнее время начинающая художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал на московской квартире Василий Дмитриевич Поленов. В окружении Константина Коровина, Ильи Остроухова, Валентина Серова, Исаака Левитана и Елены Поленовой Якунчикова овладевала навыками ремесла. С 1889 года она вынуждена была по состоянию здоровья поселиться в Париже и лишь в летние месяцы приезжала на родину. Здесь она обрела семью, выйдя замуж за доктора Льва Николаевича Вебера и родив двоих сыновей. Уже в начале 1900-х Мария Васильевна обосновалась в Швейцарии, в местечке Шен-Бужери. Жизнь за границей, вдали от родных мест заострила в Якунчиковой осознание неповторимого очарования русской природы. В пейзажах художница стремилась, по ее словам, передать "свои мысли и чувства, прилепляя их к реальным образам, которые черпала из окружающего". В ее произведениях литературность постепенно угасала, оставляя место для живописного символизма.

С 1892 по 1895 год Мария Якунчикова занималась офортом и создала около 20 произведений в различных гравюрных техниках. Наиболее значимой в художественном и техническом отношении является та часть ее небольшого наследия, что относится к цветному офорту. В выборе темы ("Страх", "Череп", "Запах", "Непоправимое", "Неуловимое") молодая художница обращалась к творчеству французских символистов, произведения которых привлекали ее глубиной и многообразием прочтения. В другой группе офортов ("Дворик", "Кладбище", "Вечер") Якунчикова продолжала образные и стилевые поиски, начатые в живописных и пастельных работах. Благодаря этим произведениям двадцатитрехлетняя Якунчикова влилась в весьма узкое сообщество художников-новаторов, работавших в Париже в последней четверти XIX века и создававших язык современного цветного офорта. Она стала первым русским художником, овладевшим этой техникой, мастером, творчество которого предвосхитило новую эпоху в развитии гравюры в России.

В конце 1890-х Якунчикова-Вебер освоила новые пластические средства и технические приемы и добилась большей силы выразительности в живописных и графических произведениях. По заказу Сергея Дягилева она оформила обложки у журнала "Мир искусства" - выходящего с 13-го по 24-й номер за 1899 год. Своеобразным переходом Якунчиковой к книжной графике и прикладному искусству стали декоративные живописные панно, которыми она начала заниматься с 1895 года. В них вместо рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур. Подготовленная таким способом композиция затем покрывалась красочным слоем.

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Марии Якунчиковой-Вебер, поможет многим зрителям открыть для себя имя одной из самых талантливых художниц Серебряного века.

Выставка «Мария Якунчикова-Вебер» откыта c 14 октября 2020 г. по 24 января 2021 г. по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, д. 12 (Инженерный корпус)

www.museum.ru/N76218
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.10.2020  x    ?  


Живая экспозиция «Лошадь и человек. История дружбы» открылась на Куликовом поле

"Ночь искусств" в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева

Две картины Бронзино. К завершению реставрации

Фотовыставка Андрея Мышкина "Идиотский город"

Яснополянская керамика. Мелкая пластика

Выставка «Камни предков» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса малой прозы "Грамматика любви"

Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову

Конкурс "Общее дело" продлен на два дополнительных конкурсных цикла

Школа королевских манер-2020 в Музее Мирового океана

Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

Традиционные женские ремесла Тульской губернии: прошлое и настоящее

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Персональная выставка А.Н. Криволапова в цикле "Московские сезоны"

Русский музей возобновляет экскурсии на русском жестовом языке

Выставка «Соколиная охота. Царская потеха с ловчими птицами» в усадьбе «Измайлово»

"Ночь искусств" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Искусство музейной реставрации

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

В День памяти жертв политических репрессий вход в Музей истории ГУЛАГа бесплатный

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ксения Цыкунова. Ютьюбифул

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru