НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Две Пальмиры. Архитектура

c 3 декабря 2020 по 24 января 2021Санкт-Петербург
Иоганн Себастьян Мюллер (1715–1792). По рисунку Дж.-Б. Борры. Вид арки с восточной стороны. Иллюстрация из книги Р. Вуда «Руины Пальмиры, иначе Тедмора, в пустыне». 1753 г. Государственный Эрмитаж
Жан-Батист Льенар (1750–1807). По рисунку Л.-Ф. Кассаса. Храм или монумент в Пальмире (храм Баал-Шамина). Иллюстрация из книги «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту…». 1798–1799 гг. Государственный Эрмитаж
Максим Борисович Атаянц (р. 1966). Пальмира. Триумфальная арка. 2005 г. Бумага, перо и кисть коричневым тоном. Собственность автора
Семен Семенович Абамелек-Лазарев. Пальмира: археологическое исследование князя Абамелек-Лазарева. Санкт-Петербург. Типография Академии наук. 1884 г. Государственный Эрмитаж
Максим Борисович Атаянц (р. 1966). Пальмира. Триумфальная арка. 2019 г. Бумага, перо коричневым тоном. Собственность автора
3 декабря 2020 года в Главном штабе Эрмитажа начинает работу выставка «Две Пальмиры. Архитектура», посвященная взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга – Северной Пальмиры.

Более шестидесяти экспонатов – рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет – не только подчёркивают сходства в архитектурных решениях «двух Пальмир», но и наглядно демонстрируют непрерывность изучения и осмысления наследия Пальмиры учеными и архитекторами на протяжении веков, а также ценность этих изобразительных источников для реконструкции отдельных памятников и всего комплекса. Выставка является одной из трех частей выставочного проекта, приуроченного ко Дню Пальмиры в Эрмитаже.

Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») – один из богатейших городов Востока в поздней Античности. Разрушенный императором Аврелианом в III веке н.э., он был заново открыт европейцами в конце XVII века и до изобретения фотографии был известен только по рисункам и гравюрам, которые представлены на выставке. Среди них – первые гравированные панорамы античного города рубежа XVII–XVIII веков, первое иллюстрированное описание памятников Пальмиры 1753 года Р.Вуда и Д. Докинса, а также стремившееся его превзойти издание 1799 года французского архитектора Л.-Ф. Кассаса. Эти изображения открыли европейской публике облик Пальмиры, сформировали представление о ней как о прекрасном городе, наполненном величественными памятниками классической архитектуры, как о труднодостижимом, затерянном среди пустыни осколке европейской цивилизации. Именно этот образ стал ключевым для сопоставления Пальмиры пустыни с Санкт-Петербургом – Пальмирой севера.

Впервые сравнение Санкт-Петербурга с Пальмирой появляется в конце XVIII века. В немалой степени оно было подготовлено сравнением Екатерины Великой и царицы Зенобии, знаменитой правительницы Пальмиры, которое возникло на 20 лет раньше в сочинениях французских публицистов, называвших русскую императрицу «Зенобией Балтики». Образ умной и решительной женщины, возглавившей государство от имени малолетнего сына после смерти мужа, распространившей свою власть на огромные территории и некоторое время успешно противостоявшей Римской империи, был в это время хорошо известен и в Европе, и в России. Возможно, что представленный на выставке знаменитый профильный портрет Екатерины II в античном шлеме был вдохновлен рельефом с изображением царицы Зенобии.

Параллели между двумя городами особенно явственно проявились в архитектуре и градостроительстве Северной столицы – в первую очередь в облике арки Главного штаба, композиция которой повторяет Триумфальную арку в Пальмире. Рисунки с видами Дворцовой площади рубежа XVIII–XIX веков из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Русского музея напомнят посетителям выставки о градостроительной задаче, которая была возложена на К.И. Росси – завершить ансамбль главной площади города. Проектные чертежи архитектора для арки Главного штаба из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и основанные на них графические реконструкции, выполненные Архитектурной мастерской Максима Атаянца, представят этапы творческого поиска великого зодчего и покажут, какую роль в нем сыграла архитектура Пальмиры.

На выставке также можно увидеть фотографии Пальмиры 1870–1880-х годов, когда она стала более доступна для путешественников и исследователей из Европы. Именно такой предстала Пальмира перед князем С.С. Абамелек-Лазаревым, археологом-любителем, автором первого русскоязычного исследования об этом древнем городе, благодаря которому в коллекции Эрмитажа появился выдающийся памятник письменности и истории – пальмирский таможенный тариф.

Современные виды Пальмиры представлены на выставке рисунками нашего современника – архитектора и художника Максима Атаянца. Техника их исполнения отсылает к зарисовкам, которые делали мастера XVIII века, открывавшие для Европы облик Пальмиры, Баальбека, Пестума и других древних городов. Степень детализации и трудоемкость процесса создания этих произведений напоминают лучшие образцы жанра гравированной ведуты того же периода – работы А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези. Рисунки выполнены Максимом Атаянцем с натуры в 2005 и 2019 годах, то есть до и после разрушения пальмирских памятников в результате конфликтов в Сирии. В них чувствуется и то восхищение Античностью, которое испытывали первые путешественники, достигшие Пальмиры в конце XVII века, и интерес практикующего архитектора к деталям, и сожаление об утрате уникального комплекса, которое сродни чувству утраты близкого человека. Архитектурная мастерская Максима Атаянца – один из участников совместного проекта Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН по созданию цифровой трехмерной модели Пальмиры.

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при участии Института истории материальной культуры РАН, Архитектурной мастерской Максима Атаянца, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Российской национальной библиотеки, Архитектурного бюро «Студия 44».

Куратор выставки – Сергей Орехов, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

Выставка «Две Пальмиры. Архитектура» входит в маршрут посещения Главного Штаба.

www.museum.ru/N76538
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.01.2021  x    ?  


Выставка «Сергей Левицкий» в Доме-музее А.И. Герцена

Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Евгений Тыкоцкий. Дорога их дом

Ко дню рождения Владимира Высоцкого. Выставка "Я на виду и действием и взглядом"

Выставка «Известные и неизвестные» из цикла «Империя в миниатюре» в Бородинской панораме

Праздник "Приключения одного аллигатора" в Дарвиновском музее

Музеи ВДНХ вновь доступны для посещения

Выставка «Растревоженная память»

Секрет трости Александра Суворова

Выставка «Внешняя разведка. Из прошлого в будущее» в Музее современной истории России

Оборона и блокада Ленинграда в плакатном искусстве. 1941-1944 гг.

Выставка Анны Осиповой "Зыбкая ткань реальности"

Выставочный проект «Объединяя две Победы» в Музее художественной культуры

Персональная юбилейная выставка «У истоков одной реки» В.Л. Пепеляевой

Выставочный проект «Фотография на память» в Музее художественной культуры Новгородской земли

"Сплав науки и отваги" - выставка ко Дню инженерных войск

Выставочный проект новгородского художника Дарины Сидоровой «Про ДОМ» в Великом Новгороде

Авангард и дизайн. Книжная и промышленная графика 1930-1970-х годов

Андрей Гросицкий. Вещность

Выставка юного художника Алексеевой Александры в Великом Новгороде

Военные зарисовки Павла Кондратьева

Проект «Блокада снится мне»

23 книги Владимира Кричевского

Выставка «Диалог поколений» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Александр Стринадко. Накануне Перестройки

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Проект «Все наоборот» в Московском музее современного искусства

Паруйр Давтян. Откровение чудесного пруда


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru