НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Линия Рафаэля. 1520–2020

c 10 декабря 2020 по 28 марта 2021Санкт-Петербург
Иоганн Фридрих Вильгельм Мюллер по картине Рафаэля. Сикстинская мадонна. 1816. Бумага, гравюра резцом. Государственный Эрмитаж
Сальвадор Дали. Гала, моя Сикстинская мадонна. Иллюстрация к роману «Дон Кихот». 1957. Бумага, цветная литография. Государственный Эрмитаж
Егор Остров. Сикстинская мадонна. 2020. Холст, акрил. Собственность художника
10 декабря 2020 года, в Дни Эрмитажа, в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца открывается выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520) и посвященная феномену его влияния на европейское искусство с XVI века и до наших дней.

Рафаэль – самый влиятельный художник Нового времени. На протяжении пяти столетий маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Чем вызвана его слава? Что значило его имя в ту или иную историческую эпоху и что значит теперь? Что объединяет последователей художника разных веков? Выставка в Эрмитаже — попытка ответить на эти вопросы и взглянуть на искусство последних 500 лет сквозь призму влияния Рафаэля.

Миф Рафаэля сложился вскоре после его смерти. Он воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Иисусом Христом. Искусство Рафаэля – образец для подражания для одних, предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других, стало одной из точек отсчета европейской культуры.

В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия – воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Эта линия соединит воедино произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо – и далее, вплоть до художников наших дней. Параллели и подчас неожиданные сопоставления европейских и русских школ построены не только на хрестоматийных произведениях великого Урбинца и знаменитых наследников, но и на менее известных работах из фондов Эрмитажа, показанных впервые. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии – веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре – одна из задач выставки.

Жанр выставки определяется как «выставка-диалог»: произведения художников пяти веков рассматриваются в сопоставлении с искусством Рафаэля. Внимательный анализ этого диалога способен прояснить многое как в творчестве самого мастера, так и в развитии всего искусства Нового и Новейшего времени. Наглядно демонстрируется что тот или иной мастер заимствовал у прославленного классика и как затем интерпретировал. Собранные вместе произведения столь разных художников разных эпох, вдохновлявшихся одним идеалом, помогут лучше почувствовать то, что их объединяет, и не только понять, но и полюбить Рафаэля, вновь им проникнуться.

В масштабную экспозицию вошло более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них – как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы. Десятки произведений живописи и графики впервые покидают фонды музея и демонстрируются публике, а целый ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа.

Открывают экспозицию произведения самого мастера: картина и рисунки из европейских собраний. Не претендуя на полноту представления творчества художника, они служат своего рода камертоном, настроившись по которому, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков. Выбор для этой цели графики раскрывает другое измерение главной метафоры: именно красота ясной и точной линии, столь очевидная в собственноручных рисунках мастера, лежит в основе эстетики самого Рафаэля и многих его последователей.

Главная премьера выставки – восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Некоторые фрески еще не подвергались реставрации, другие – находятся в процессе раскрытия, работа над третьими практически завершена. Все они станут частью экспозиции: впервые в истории музея зрителям дается возможность наблюдать за разными стадиями возрождения памятника как за неким таинством, которое никогда не демонстрируется публике.

Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии – «Венера и Адонис». Среди авторов стенных росписей Палатинской виллы помимо Джулио Романо могли быть Джанфранческо Пенни, Перино дель Вага, Джованни да Удине и Полидоро да Караваджо. В основе фресок – композиции Рафаэля, созданные несколькими годами ранее. Их главные герои – Венера и Амур, а центральная тема – любовь во всех ее проявлениях, от возвышенных до низменных, и ее всепобеждающая сила. На выставке рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины – художественная кухня школы Рафаэля.

Выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020» включена в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу. Также выставку можно посетить по отдельным билетам: утренние сеансы проходят ежедневно, кроме понедельника в 10.00; вечерние - в 18.00 по вторникам, четвергам и воскресеньям, а также в 19.00 по средам, пятницам и субботам. Продолжительность сеанса 1 час, стоимость билета на выставку составляет 300 рублей.

Кураторы выставки – Зоя Владимировна Купцова и Василий Михайлович Успенский, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

По материалам выставки подготовлено научно-популярное издание «Линия Рафаэля. 1520–2020» (издательство «АртВолхонка», Москва). Автор текста – В.М. Успенский.

Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Британского музея, Музея Альбертина, Лондонской Национальной галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частных коллекционеров.

www.museum.ru/N76586
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.01.2021  x    ?  


Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Фотовыставка «Узелки на память» в станице Каргинской

Выставка «Дивизионка: Рядом с солдатом»

Юбилейная выставка художника Негга Тесфае Ацбеха в Музее-квартире А.А. Блока

Выставка «Два пути познания мира»

Монографическая выставка Б.Д. Борисова в Пензенской картинной галерее

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»

«Нонконформизм и космос детства» в Городском выставочном зале Петрозаводска

«Благая весть». Татьяна Чернова

Персональная выставка Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды»

"Фукусима: надежда и отчаяние" – фотовыставка Сигэру Ёсида (Япония) к 10-летию трагедии в Фукусиме

Персональная выставка Цырен-Намжила Очирова «Душа степи» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru