НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Дуэль как поединок чести» - выставка в Пушкинском Заповеднике

c 12 декабря 2020 по 20 апреля 2021Псковская область
А.Г. Стройло. Из серии иллюстраций к книге М.И. Семевского ''Прогулка в Тригорское''. 1999. Пистолет
А.С. Бакулевский. Дуэль. Из серии иллюстраций к роману А.С. Пушкина ''Евгений Онегин''. 1988
Ф.Д. Константинов.  Свой пистолет тогда Евгений/ Не преставая наступать,/ Стал первый тихо подымать...''Евгений Онегин''. А. С. Пушкин. Гл.VI, строфа XXX. Иллюстрация. 1950-е
Возвращение А С. Пушкина с дуэли. 1880-е. С рис. П.Ф. Бореля
Б.В. Щербаков. Место дуэли А.С. Пушкина. 1967
В Пушкинском Заповеднике открыта выставка «Дуэль как поединок чести» из фондов музея

Пистолетов пара,/ Две пули - больше ничего -/ Вдруг разрешат судьбу его./ А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V, Строфа ХLV

Чем дальше век XIX, тем интереснее вникать в подробности жизни той эпохи. Нам любопытно - как жили, одевались, что было модным и приличным; за что можно было потерять своё доброе имя и положение в обществе; как с наименьшим ущербом выйти из затруднительной ситуации, не став предметом насмешек и не уронив своего достоинства; как разрешались споры и зачем вообще были нужны дуэли?

В Википедии понятие дуэль объясняется как "строго регламентированный дуэльным кодексом вооружённый поединок, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоёв и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира".

Ю.М. Лотман в "Беседах о русской культуре" писал: "Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия "честь" в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство".

Считается, что о чести и бесчестии в современном обществе вспоминают лишь на уроках истории и литературы, в том числе, читая "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина с её эпиграфом "Береги честь смолоду".

Итак, что же такое честь? В словаре Даля дано такое определение: "Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". Там же приводятся и примеры: "Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы … Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови…".

Получается, что честь требует крови, а сохранять и защищать её может только дуэль. "Нравственность быстрого реагирования", - так назвал дуэли Д. Шеваров в своей статье "А вы помните эпиграф к "Капитанской дочке"? Что значила для Пушкина пословица "Береги честь смолоду"".

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно. Он мог быть сделан сразу прямо на месте, либо его присылали через секунданта в письменном виде. Больше противники не общались. За них это делали секунданты, которые в первую очередь, должны были изыскать все возможности для примирения сторон и решения конфликта миром. Они же полностью готовили поединок, оговаривая все детали, и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Традиция разрешения конфликтов этического и нравственного характера путём дуэлей пришла в Россию из Европы в XVIII веке вместе с иностранными офицерами, поступившими на русскую службу, и просуществовала вплоть до октябрьской революции 1917 года.

Русское законодательство, начиная с Петровских времён, запрещало дуэли и рассматривало их как преступления против государственных интересов, карая смертной казнью. Правительство всеми силами и средствами боролось с ними, беспощадно наказывая и правых, и виноватых. Но это не помогало: общественное мнение было целиком и полностью на стороне дворянства, считавшего дуэли своей законной привилегией, и даже суды нередко были на стороне бретеров - так называли "профессиональных" дуэлянтов, готовых драться по любому, даже очень незначительному, поводу.

Постепенно дуэли стали настолько популярны, что на них дрались все: дворяне, мещане, солдаты, студенты, женщины и даже венценосные особы. Император Павел I вообще предлагал отменить все войны и решать конфликты между государствами путем поединков между их правителями. Эта довольно дерзкая идея отклика не получила.

Дуэли в России иностранцы часто называли "узаконенным убийством", отмечая их особенную, крайнюю жестокость. Если европейцы обычно стрелялись с дистанции 25-30 шагов, то в России - с 15-20 шагов, также стреляющий вторым мог потребовать своего противника подойти к барьеру вплотную. Так у него появлялась возможность выстрелить в безоружного противника с минимального расстояния, а стрелялись обычно "до результата" - до смерти одного из дуэлянтов.

"Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо - жертвоприношение ради чести, обладает жестким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен", - писал Ю.М. Лотман.

Постепенно правила проведения дуэлей стали более упорядоченными. В 1836 году вышел в свет первый дуэльный кодекс графа де Шатовильяра. В 1879 году был издан ставший более популярным дуэльный кодекс графа Верже. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В России было несколько дуэльных кодексов. Один из самых известных - кодекс графа Василия Дурасова.

Дуэль, как история человеческих отношений иногда чрезвычайно трагических, иногда нелепых и даже смешных, нашла отражение и в литературе XIX-XX вв. У А.С. Пушкина она присутствует в романе "Евгений Онегин", повестях "Капитанская дочка" и "Выстрел". По разным данным в личной жизни поэта было от 25 до 30 вызовов на дуэль. В 22 случаях инициатором вызова был сам Пушкин, из которых состоялось всего четыре поединка, и все, кроме последнего, были бескровными. Его вызывали шесть раз, обстоятельства ещё двух вызовов неизвестны. Совсем незадолго до дуэли в феврале 1836 года Пушкин в письме к князю Репнину написал: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставляю моим детям". Практически то же самое он повторил и в ноябре 1836 года, в письме к шефу жандармов графу А. Х. Бенкендорфу, объясняя свое решение вызвать обидчика: "Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю". Возможно, что стремление Пушкина решить конфликт с Геккернами именно таким образом объяснялось в первую очередь тем, что его имя принадлежит всей стране и должно оставаться незапятнанным везде, где его знают. В поединке у Черной речки он искал победы не столько физической, сколько нравственной. Всё, что оставалось в наследство детям - честь и имя.

Дуэли первой половины XIX века оставили значительный след в отечественной истории. Самые известные из них - поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. Примечательно, что высший свет встал в основном, на сторону их убийц, и они отделались весьма мягким наказанием: Дантеса лишили всех чинов, приобретённого российского дворянского достоинства и выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Всё это отчетливо демонстрирует отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

На выставке "Дуэль как поединок чести" экспонируются живописные, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Пушкинского Заповедника. Среди авторов - Александр Сергеевич Бакулевский, народный художник Российской Федерации, замечательный советский и российский график, создавший уникальные иллюстрации ко многим произведениям классической художественной литературы. В технике ксилографии выполнены его иллюстрации к повести "Выстрел" и роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Также в экспозиции выставки присутствуют работы, отображающие тему дуэли в творчестве художников: Б.В. Щербакова (1916-1996), Б.М. Козмина, А.И. Мищенко (1907-1981), М.Л. Шретер, Б.М. Калаушина (1929-1999), В.Д. Сыскова и других.

Т.В. Морозова, специалист отдела экспозиционной и выставочной деятельности Пушкинского Заповедника.

Выставка открыта с 12 декабря 2020 года по 20 апреля 2021 года

www.museum.ru/N76606
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.01.2021  x    ?  


Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944

Александр Бенуа и его «Мир искусства»

Проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Выставка «Свидетель истории. Образ Богоматери Серафимо-Понетаевской из собрания Игоря Сысолятина»

Чукотка. Эпическая сага. Вступление

Выставка «Сергей Левицкий» в Доме-музее А.И. Герцена

Вернисаж на "Пушкинской-10"

Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Евгений Тыкоцкий. Дорога их Дом

Ко дню рождения Владимира Высоцкого. Выставка "Я на виду и действием и взглядом"

Выставка «Известные и неизвестные» из цикла «Империя в миниатюре» в Бородинской панораме

Праздник "Приключения одного аллигатора" в Дарвиновском музее

Алла Урбан. Из железа в каплю света

Выставка «Внешняя разведка. Из прошлого в будущее» в Музее современной истории России

Оборона и блокада Ленинграда в плакатном искусстве. 1941-1944 гг.

Выставка Анны Осиповой "Зыбкая ткань реальности"

Андрей Гросицкий. Вещность

Персональная юбилейная выставка «У истоков одной реки» В.Л. Пепеляевой

Выставочный проект «Фотография на память» в Музее художественной культуры Новгородской земли

Авангард и дизайн. Книжная и промышленная графика 1930-1970-х годов

Военные зарисовки Павла Кондратьева

Проект «Блокада снится мне»

23 книги Владимира Кричевского


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru