НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Эрмитажа

c 23 декабря 2020 по 28 марта 2021Санкт-Петербург
Фотоиздательство ''Fratelli Alinari''. ''Мадонна делла Седиа''. Гравюра с живописного оригинала. Италия. 1855-1865 гг. Альбуминный отпечаток
Неизвестный фотограф. «Сикстинская Мадонна». Центральная часть. Европа. Вторая половина XIX в. Альбуминный отпечаток
Издательский дом «Ad. Braun & Cie». Мадонна Альба. Франция. 1888–1910 гг. Карбоновый отпечаток
Фотоиздательство «Fratelli Alinari». Фреска «Правосудие». Италия. Вторая половина XIX в. Альбуминный отпечаток
Неизвестный фотограф (Издательство «Giacomo Brogi»?). Святая Екатерина Александрийская. Западная Европа. Вторая половина XIX в. Карбоновый отпечаток
С 23 декабря 2020 года в Государственном Эрмитаже работает выставка «Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа».

Отмечая 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти, Эрмитаж завершает этот год выставками, посвященными великому итальянскому мастеру. На протяжении пяти столетий художники совершенно разных направлений соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Неудивительно, что именно его работы с гармоничной композицией были востребованы для воспроизведения – сначала в гравюре, а впоследствии в фоторепродукции. Развитие фотографии сделало произведения Рафаэля еще более узнаваемыми и тиражируемыми. Копии и репродукции его работ украшали не только жилые покои дворцов и особняков, но и дома простых людей.

Новая выставка Отдела истории русской культуры Эрмитажа рассказывает об искусстве фоторепродукции и продолжает серию выставок, посвященных истории ранней фотографии. Посетителям предлагается проследить развитие репродукционного жанра на примере отпечатков, выполненных с произведений Рафаэля во второй половине XIX века европейскими фотографами.

Более сорока фотографий, представленных впервые, позволяют проанализировать качество разных техник печати, узнать, с какими трудностями сталкивались фотографы того времени, какие технические и художественные задачи им приходилось решать, а также взглянуть на работы великого художника глазами зрителя XIX века.

С момента изобретения фотографии воспроизведение предметов искусства рассматривалось как одно из основных областей ее применения. Репродукционная съемка считалась одним из самых сложных направлений светописи, а хорошие фоторепродукции ценили и нередко коллекционировали наравне с произведениями живописи и графики. Представленные на экспозиции образцы фотоальбомов рассказывают об этом популярном увлечении в обществе второй половины XIX века. В состав выставки включены фотографии знаменитых работ Рафаэля из коллекций императрицы Марии Александровны, графов Строгановых, князей Юсуповых, герцога М. Г. Мекленбург-Стрелицкого, государственного и общественного деятеля П. П. Семенова-Тян-Шанского. Фотоотпечатки с произведений Рафаэля становились дипломатическими подношениями: на выставке демонстрируются фотографии фресок Рафаэля на вилле Фарнезина, которые были поднесены римским фотографом Довициели императору Александру II.

Появление в середине 1850-х годов недорогих отпечатков визитного формата сделало фотографию доступной для всех слоев населения. Чрезвычайно популярными были визитки с воспроизведением предметов искусства: их покупали во время путешествий, помещали в специальные альбомы и сопровождали подписями. Не имея иногда технической возможности снять оригинальные произведения Рафаэля, фотографы и издатели шли на уловки, выпуская в продажу отпечатки с гравированных воспроизведений живописи. На выставке можно увидеть фотографии, выполненные как с картин Рафаэля, так и с гравюр по ним.

Развитию репродукционного жанра во многом способствовала зародившаяся в начале XIX века идея доступности музейных сокровищ для широкой публики. Фотографии художественных произведений имели спрос не только среди туристов, исследователи и любители искусства также активно использовали их в своей работе. Благодаря выпуску фоторепродукций стало возможным изучать тот или иной памятник, не выходя из дома. Наибольший размах фотографирование предметов искусства приобрело в Италии. Используя каталоги, которые регулярно выпускали крупные фотоиздательства (“Fratelli Alinari”, “Giacomo Brogi”, “Fotografico Pietro Poppi”), можно было заказать необходимые для исследовательской работы фоторепродукции. Это давало возможность сравнивать произведения из разных художественных собраний. Особенно полезны были фотографии с фрагментами картин, так как позволяли рассмотреть подробно те детали, которые были незаметны в реальности. Отпечатки итальянских фотоиздательств широко представлены в Эрмитаже. В основном это массовый материал, который рассчитан на широкий круг покупателей, но он позволяет узнать любимые и часто воспроизводимые в XIX веке произведения Рафаэля, такие как «Видение Иезекииля», «Мадонна со щеглом», «Преображение».

Одним из лидеров по выпуску фоторепродукций стал французский фотограф Адольф Браун. Стремясь обеспечить коммерческий успех своему делу, Браун задумался над проблемой получения стойких, не склонных к выцветанию отпечатков. Свой выбор он остановил на карбоновой печати. Путем долгих экспериментов Брауну удалось добиться превосходных результатов в передаче оттенков, не прибегая к последующей ретуши негатива и отпечатка. Убедиться в качестве печати можно, взглянув на фотографии рисунков Рафаэля – удивительной красоты исполнения и великолепной сохранности.

В 1860–1890-х годах Браун осуществил проект по фотофиксации самых крупных музейных коллекций Европы. На выставке представлены фоторепродукции картин Рафаэля знаменитых собраний Прадо, Палаццо Питти, музея Виктории и Альберта. Одним из первых он сфотографировал фрески Рафаэля в Ватикане – полученные снимки стали своего рода сенсацией. Глазам зрителей открылось множество деталей, которые не были видны в тусклом освещении залов.

В 1882 и 1889 годах фотографы ателье Брауна работали и в Императорском Эрмитаже, где были отсняты все работы Рафаэля, в том числе и «Мадонна Альба» (сейчас в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне).

В состав экспозиции также включены фотографии и оригинальные негативы первого фотографа Императорского Эрмитажа Федора Львовича Николаевского. Его снимки показывают не только вид музейных интерьеров, но и находящиеся в тот момент экспонаты в залах. Посетители выставки смогут увидеть как были представлены произведения Рафаэля и других итальянских художников в Эрмитаже на рубеже XIX-XX веков.

Куратор выставки – Ирина Олеговна Терентьева, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Выставка «Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа» входит в маршрут № 2 (Вход в сторону Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу

www.museum.ru/N76660
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.01.2021  x    ?  


Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944

Александр Бенуа и его «Мир искусства»

Проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Выставка «Свидетель истории. Образ Богоматери Серафимо-Понетаевской из собрания Игоря Сысолятина»

Чукотка. Эпическая сага. Вступление

Выставка «Сергей Левицкий» в Доме-музее А.И. Герцена

Вернисаж на "Пушкинской-10"

Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Евгений Тыкоцкий. Дорога их Дом

Ко дню рождения Владимира Высоцкого. Выставка "Я на виду и действием и взглядом"

Выставка «Известные и неизвестные» из цикла «Империя в миниатюре» в Бородинской панораме

Праздник "Приключения одного аллигатора" в Дарвиновском музее

Алла Урбан. Из железа в каплю света

Выставка «Внешняя разведка. Из прошлого в будущее» в Музее современной истории России

Оборона и блокада Ленинграда в плакатном искусстве. 1941-1944 гг.

Выставка Анны Осиповой "Зыбкая ткань реальности"

Андрей Гросицкий. Вещность

Персональная юбилейная выставка «У истоков одной реки» В.Л. Пепеляевой

Выставочный проект «Фотография на память» в Музее художественной культуры Новгородской земли

Авангард и дизайн. Книжная и промышленная графика 1930-1970-х годов

Военные зарисовки Павла Кондратьева

Проект «Блокада снится мне»

23 книги Владимира Кричевского


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru