НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Набережные Михаила Филиппова

c 28 мая по 16 июня 2002Москва
Третьяковская галерея на Крымском валу - Новая Третьяковка
Государственная Третьяковская галерея (на Крымском валу) приглашает с 29 мая по 16 июня на выставку Михаила Филиппова "Набережная". На выставке будут представлены графика, проекты. Открытие выставки состоится 28 мая в 16.00.

Петербург есть высочайшее творение русской культуры, его прославленные архитектурные шедевры в ближайшее время станут предметом многочисленных юбилейных выставок. Но Петербург - не только произведение, это еще и принцип построения архитектурной формы. Выставка работ Михаила Филиппова "Набережная" призвана показать, как этот принцип воплощается в сегодняшней работе архитектора. Выставка состоит из четырех масштабных градостроительных проектов реконструкции центральных набережных Москвы-реки и рисунков реальной архитектуры Петербурга, Москвы и Венеции, исследующих и показывающих феномен петербургской архитектурной формы.

Утверждение петербургской формы в сегодняшней Москве - акт ошарашивающе полемичный. Архитектура Москвы больна антипетербургским комплексом, и история болезни столь длинна, что вирус успел несколько раз мутировать. Начиналось с обвинения одних в грехах других: не решаясь обвинить партию и правительство в остановке полета авангарда, московские архитекторы обвинили петербургских коллег в том, что те приехали и заменили блестящие прозрения Мельникова на неблестящие перспективы Фомина. Говорили, что Петербург погубил Москву, подразумевали, что классицизм погубил конструктивизм. Потом про авангард забыли - предметом защиты оказались московские дворики, очаровательные в неповторимости своей архитектурной беспомощности. Это была защита почвенников от западников - говорили, что Петербург губит Москву, подразумевали, что западный рационализм губит русскую духовность. Потом родилась "средовая теория" - сложное научно-деятельное интеллектуальное построение с элементом мистических озарений. Московское противостояние Петербургу приобрело характер борьбы новой прогрессивной теории среды против примитивности ансамблевого подхода к городу. Потом средовая теория превратилась в идеологическую основу документов сегодняшней бюрократической системы согласований проектов. В результате мы имеем фигуру прогрессивного бюрократа-почвенника, защищающего московские дворики от экспансии рационализма под знаком борьбы за рассвет авангарда 20-х и против сталинского ампира. Не думаю, что эту фигуру можно убедить и вылечить - столь многоаспектное психологическое образование не поддается лечению. Можно лишь увидеть альтернативу.

Что значит "воля к Петербургу"?

Прежде всего, это воля к городу. Петербург выстроен огромным градостроительным усилием, направленным на создание эстетически совершенной формы. В этом городе есть пафос победы красоты. Логикой построения архитектуры оказывается не только и не столько прагматические интересы, сколько создание эффекта полноценной картины города. Это в корне отличается от сегодняшних градостроительных принципов, но именно благодаря давлению эстетического начала мы и имеем этот совершенный город.

Далее, это воля к ордеру. Не только ордеру в прямом архитектурном смысле, но воля к упорядоченному эстетическому переживанию. Это не мешает градостроительной ткани быть очень сложной и даже хаотической, но ордер вступает в сложное взаимодействие с хаосом, эстетически "просветляя", проясняя его. Петербург, уникальный город, сохранивший свой классический облик, идеально демонстрирует эту удивительную работу ордера в городской ткани.

Наконец, это воля к достоинству архитектуры. Городу на воде свойственен нарциссизм, он постоянно любуется собственным отражением, удостоверяясь в том, что достоин любования. Архитектура, отраженная в водной глади, становится чистым образом, она сама превращается в собственную картину, и единственный критерий ее оценки - красота.

Все эти черты составляют основу градостроительных проектов Михаила Филиппова. Его картины не только помогают нам понять, чем является Петербург, но увидеть, как петербургский принцип построения города может расширяться и преображать иные городские контексты. Москва Филиппова не становится Петербургом, она сохраняет свой собственный строй, но она словно впитывает в себя петербургский этап русской истории и петербургское достоинство архитектурного ансамбля.

"Отражаемый ежесекундно тысячами квадратных метров текучей серебряной амал

ьгамы, город словно бы постоянно фотографируем рекой, и отснятый метраж впадает в финский залив, который солнечным днем выглядит как хранилище этих слепящих снимков". Это написал Иосиф Бродский о Петербурге. И это суть петербургского соблазна. Образ города существует отдельно от города и сам себя восстанавливает в интуитивно угадываемом мотиве - вода, набережная, колоннада. И когда ты встречаешь этот мотив где угодно, или он является твоему внутреннему зрению в еще неоформленном городском ландшафте, ты вдруг понимаешь, что эта архитектурная картина - истинна, правильна, что так должно быть, потому что это - Петербург. Выученный Петербургом глаз начинает опознавать его повсюду, делает частью картины этого города виды Москвы и Венеции. Выставка Филиппова - про это петербургское зрение. (Григорий Ревзин)

www.museum.ru/N8146
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.07.2020  x    ?  


Виктор Цой. Живопись. Графика. Полароиды

Выставка «Нетленное наследие» в Галерее искусств Зураба Церетели

Атлант времен Растрелли вернулся в XXI веке

Запуск проекта к открытию музея «В Пушкинский с Пушкиным»

Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» в Новой Третьяковке

Государственный Эрмитаж возобновляет приём посетителей

Центральный музей железнодорожного транспорта возобновляет работу

День семьи, любви и верности в московских музеях

«Шолоховские чтения-2020»

Государственный музей истории Санкт-Петербурга возобновляет работу

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха" в Саратове

День семьи, любви и верности в Дарвиновском музее

Выставка «К бою готов» в Музее имени М.Т. Калашникова

XI ежегодная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков»

Выставка "Глебовы-Вадбольские. Воспитание искусством" в Галерее "Выхино"

Литературная акция «Вместе с Шолоховым «Они сражались за Родину»

Центральный выставочный зал "Манеж" в Петербурге открывает двери для посетителей

Выставка «Победители» в Музее им. М.Т. Калашникова

Военные награды России. К 75-летию победы во Второй мировой войне

Валерий Метик. Живопись и графика


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru